Ученых по мере потепления климата все больше беспокоит таяние вечной мерзлоты в Сибири, которое принимает необратимый характер.
Разрушение вечной мерзлоты чревато выбросами в атмосферу углерода, что в свою очередь ускоряет процесс потепления. Журнал Science отмечает, что западные и российские ученые уделяют особое внимание наблюдениям за Батагайским разломом, который обнажил платы вечной мерзлоты возрастом до 650 тысяч лет.
Разлом является самым большим на планете Земля оползнем, который разрастается примерно на 10 метров в год. Местные жители называют его «дверью в потусторонний мир» и с ужасом наблюдают за тем, как оползень пожирает лес вокруг. Ученые к этому явлению относятся более прагматично, но и их процессы в земной коре откровенно пугают.
В середине XX века разлом был небольшой вымоиной на склоне, где в 1960-е годы велись лесозаготовки. Сейчас это кратер шириной более 900 метров, который хорошо виден из космоса.
Палеоклиматолог Томас Опель из Института Альфреда Вегенера заявляет, что с точки зрения науки Батагайским разломом – это «умопомрачительное место» (цитирует ИНО СМИ), которое дает доступ ученым древнейшей в Евразии вечной мерзлоте. Сейчас самая древняя вечная мерзлота, которую смогли изучить, находится на Юконе в Канаде. Ей около 740 тысяч лет.
По словам Опеля, собираемый материал в Батагайском разломе позволяет «заглянуть в те времена, когда вечная мерзлота была стабильной, а также в те времена, когда она разрушалась».
При исследовании разлома коллектив Опеля использует метод люминесцентного датирования, чтобы определить, когда обнажившиеся минералы последний раз «видели» дневной свет. Здесь также помогает российский метод датирования хлора во льду. Изучение изотопов кислород-18 и дейтерия позволяет установить, какие температуры были в тех местах в тот или иной период.
Чтобы спрогнозировать, какие объемы углерода могут высвободиться из земель Сибири по мере таяния вечной мерзлоты, ученые отслеживают, сколько газа накоплено за тысячелетия в каждом пласте почв.
Экспедиции к Батагайскому разлому осуществляются ежегодно. В основном их организует якутский НИИ прикладной экологии Севера. Сотрудница Института естествознания имени Макса Планка Ксения Ашастина рассказывает: «Когда подходишь к разлому, все чаще слышишь треск и пощелкивание. Внезапно обнаруживаешь, что деревья кончились, а ты стоишь на нависающем выступе склона».
Движение почв на месте происходит постоянно, и иногда из обращающихся склонов выпадают останки древних животных. Например, в 2018 году ученые нашли в разломе останки вымершей ленской лошади (Equus lenensis). Сейчас биологи подумывают о возрождении этого вида путем клонирования.
Прогнозы о будущем Сибири на примере разлома неутешительны. Скорее всего, регион ускоренными темпами будут испещрять новые провалы, выбрасывающие в атмосферу газ.
В Сибири летом стоит аномальная для этих мест жара. 20 июня 2020 года в Верхоянске, который находится в 75 километрах от Батагая, температура воздуха достигла 38 градусов по Цельсию. Эта рекордная жара была бы невозможна без негативной роли человека, чья деятельность вызывает изменения климата», — заявили авторы опубликованного доклада от 15 июля, составленного коллективом метеорологов из объединения World Weather Attribution.
Свою роль в потеплении играют пожары, из-за которых земля покрывается сажей и древесным углем, поглощающими солнечные лучи. Все это ускоряют таяние и негативно влияет на весь регион, пишет Science.