В России зарплаты вирусологов не достигают и полутора МРОТ, которые, как ранее заметил президент Владимир Путин, позволяют отнести гражданина к среднему классу.
В последние дни в мире стало модно говорить о том, как все вдруг стали возлагать большие надежды на ученых-вирусологов, которым предстоит в кратчайшие сроки разработать вакцину от коронавируса, и о том, что эту важную миссию следовало бы поручить футболистам, так как они в современном обществе ценятся куда больше.
В России рынок труда демонстрирует, что ученые оказались в социальном плане менее обеспечены, чем какой-нибудь продавец шаурмы из уличного ларька. Так, 23 марта профессор Саратовского госуниверситета Вера Афанасьева опубликовала в своем Facebook заметку о зарплатах в Научно-исследовательском центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» (Новосибирская область).
Это учреждение стало единственным в России, где разрабатывали вакцины против вирусов Эболы и Марбурга. Афанасьева напомнила, что в 2005 году там организовали лабораторию по изучению птичьего гриппа. Сотрудники центра одними из первых в мире разработали тесты для диагностики ВИЧ и гепатита В. Здесь также разработали единственную в России вакцину против гепатита А.
Сейчас «Вектор» занимается изучением коронавируса в тесном сотрудничестве с коллегами из Китая. Именно там были созданы первые тест-системы для выявления COVID–19, производство которых в России к данному моменту уже организовано. В «Вектор» присылают тесты коронавируса на подтверждение со всей страны, и там же ведется работа над созданием вакцины против коронавируса.
Куда менее впечатляющими выглядят вакансии данного центра. «Вектор» ищет старшего научного сотрудника с соответствующими компетенциями и опытом работы по специальности в области научных исследований и разработок (молекулярная биология, вирусология) не менее 10 лет и наличием ученой степени. Заработная плата предлагается от 30 тысяч рублей.
Научным сотрудникам и младшим научным сотрудникам центр может предложить оклад в районе 15 тысяч рублей.
В отделе зоонозных инфекций и гриппа младший научный сотрудник получает от 30 тысяч. В отделе молекулярной вирусологии флавивирусов и вирусных гепатитов – от 20 тысяч.
Для сравнения, консультанту-визажисту в ГУМе, например, предлагают от 45 тысяч рублей. В среднем же зарплата визажиста в России составляет 60 тысяч. Об этом пишет «Экспресс газета» со ссылкой на данные портала HeadHunter.
Начинающая модель, промо-модель получает 70 −100 тысяч рублей в Петербурге, 65-90 – в Казани, а в Краснодаре – до 200 тысяч. Секретарь-референт руководителя в небольшой фирме в среднем получает 40 тысяч.
При феодализме наука не нужна
Экономист, обозреватель Михаил Делягин в комментарии к информации о вакансиях в «Векторе» отметил, что данные, хоть и шокируют, «сомнений не вызывают».
Делягин напомнил, что несколько лет назад он сам публиковал аналогичный материал о вакансиях и зарплатах в миасском центре имени Макеева, где разрабатывают ракеты морского базирования.
По словам экономиста, такое положение людей науки, высокоинтеллектуального труда обусловлено тем, что в стране построен «блатной феодализм», а «новые дворяне не понимают смысла интеллектуального труда и технического прогресса».
Как результат – современные чиновники искренне считают большим достижением «кражу у россиян 5 лет жизни, искусственный денежный голод экономики, средний класс с заработком в 17 тысяч рублей». «Эта ситуация абсолютно нетерпима», – заключил Михаил Делягин.
Сведения о вакансиях в центре «Вектор» подтверждаются данными с официального сайта организации.