Россия и Белоруссия в понедельник не смогли договориться о ценах транзита российской нефти в Европу на 2020-й год.
Переговоры на уровне Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ и министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии будут продолжены в ближайшие дни.
Представитель МАРТ в интервью госагентству БЕЛТА рассказал о сути разногласий. Он напомнил, что ранее Минск предложил повысить тарифы на 2020 год не только из расчета инфляции, но и суммы убытков Белоруссии из-за недопоставок нефти на свои НПЗ, когда нефтепровод «Дружба» временно прекратил перекачку ввиду загрязнения сырья. «Было предложено повысить тариф на инфляционную составляющую, как это предусмотрено методикой, а также на недополученный объем выручки, чтобы компенсировать его в текущем году», - сказал собеседник БЕЛТА. Белоруссия свои расчеты произвела, а у российской стороны к полученным цифрам появились вопросы. «Мы договорились продолжить встречи на уровне специалистов, где будут уточняться эти расчеты», - добавил он. Представитель МАРТ отметил, что установить тарифы нужно не позднее 15 января. Крайний срок – 1 февраля.
Напомним, ранее в Минске в качестве одного из вариантов компенсации за ущерб от приостановки «Дружбы» предлагали повысить тариф на прокачку на 21,7%. В декабре 2019 года председатель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков подтвердил слухи о намерении Минска заложить в тариф компенсацию за «Дружбу». Однако тогда источники в нефтяной сфере сообщили, что рост цены может составить не более 16,6%.
Трудности в переговорах о транзите российской нефти появились на фоне того, что в новом году страны пока не смогли подписать контракт на поставки нефти на белорусские НПЗ. На прошлой неделе президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что проблема заключается в чрезмерной жадности Москвы, якобы предложившей покупать нефть по ценам выше мировых. Он заверил, что Минск будет искать альтернативных поставщиков и более того, уже нашел кандидатов на замену России. Ранее же Лукашенко грозил забрать часть веток «Дружбы», чтобы организовать реверсные поставки нефти из Европы.
10 января из Белоруссии поступило известие об увеличении экологического сбора за транзит нефти до 50%. В России такой шаг восприняли как шантаж, потому как столь значительное увеличение сбора является запретительной мерой. Указ должен вступить в силу с 1 января.
13 января источник агентства РИА Новости уточнил, что новый налог не скажется на российских компаниях. «Указ не имеет никакого другого окраса, кроме как перераспределение доходов. <...> "Транснефть" ничего не будет платить. Российской стороны это вообще не касается никаким образом», —сказал собеседник агентства, выразив уверенность, что экологический налог будет платить только предприятие «Гомельтранснефть Дружба».
В апреле 2019 года «Белнефтехим» сообщил об ухудшении качества нефти, поступающей из России. В сырье были обнаружены хлорорганические соединения в концентрации, превышающей норму в десятки раз. После этого пострадавшие от недопоставок нефти компании потребовали у «Транснефти» компенсации. Компания зарезервировала на выплаты 23 млрд рублей.