Концерн Boeing опубликовал внутренние документы, касающиеся разработки самолета модели 737 МАХ.
Документы включают также переписку сотрудников, обсуждавших технические качества лайнера. Как пишет агентство Reuters, в феврале прошлого года один из сотрудников поинтересовался у коллеги, готов ли тот отправить свою семью в полет на лайнере737 МАХ, и получил категорически отрицательный ответ.
В другом сообщении, датированном 2017 годом, специалист компании дал следующую оценку Boeing 737 MAX:«Этот самолет спроектирован клоунами, которыми, в свою очередь, руководят обезьяны».
Столь жесткие комментарии в концерне снабдили извинительными пояснениями, заверив, что они ни в коем случае не отражают отношение Boeing к производству своей продукции.
Газета The New York Times, журналисты которой ознакомились с документами Boeing, представленными законодателям из комитета по транспорту и инфраструктуре Палаты представителей Конгресса США, а также Федеральному авиационному управлению (ФАУ), отмечает, что в некоторых текстах есть указания на сокрытие компанией технических недоработок от ФАУ.
Например, в 2018 году сотрудник Boeing направил коллеге следующее сообщение: «Меня все еще не простил Бог за то, что я скрыл в прошлом году». NYT поясняет, что речь идет о контактах между Boeing и ФАУ.
Сообщение сотрудника от 2015 года проливает свет на методы работы Boeing с регуляторами. В частности, для обхода отдельных требований компания охотно соглашалась на рекомендации чиновников из надзорных органов использовать в тренажерах определенный тип оповещений в кабине пилота.
NYT резюмирует, что публикация документов и переписки сотрудников поставит крест на 737 МАХ, доверие к которому компания пытается вернуть. Теперь шансы самолета снова выйти на рынок упали практически до нуля.
Напомним, эксплуатация Boeing 737 MAX была приостановлена после двух катастроф. В марте 2019 года в Эфиопии разбился Boeing 737 MAX 8. Трагедия унесла жизни 157 человек. В октябре 2018 года такой же самолет упал в Индонезии. Погибли 189 человек.
В январе 2019 года Boeing приостановил производство 737 MAX. Компания признала, что в обеих авиакатастрофах причиной стали производственные огрехи, обусловившие сбои в работе систем, отвечающих за маневренность лайнеров.
Речь идет о программной надстройке Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS), которая теоретически должна отвечать за предотвращение сваливания самолетов при полете с опущенным носом. Именно данная система фактически погубила два самолета. Она же, как выяснилось позже, не проходила обязательной сертификации в ФАУ, а Boeing сертифицировала ПО самостоятельно.