Пенсионный фонд России представил обновленные данные о количестве работоспособных граждан, которые осуществляют страховые взносы.
Выяснилось, что десятки миллионов россиян, будучи в работоспособном возрасте либо тунеядствуют, либо, что более вероятно, работают без оформления.
В пресс-службе ПФР напомнили, что по информации Росстата за 2019 год в стране порядка 81,3 млн трудоспособных граждан. Отчисления в ПФР поступают от 54 млн россиян. Официально зарегистрированных безработных – чуть больше 800 тысяч. Еще 2,4 млн — неработающие инвалиды.
Получается, что около 24 млн россиян, как ранее выразилась вице-премьер Ольга Голодец, «непонятно чем занимаются». Таким образом из экономики выпадает ориентировочно 12 трлн рублей.
По мнению директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, решать проблему теневой части экономики нужно максимально аккуратно. Принудительная легализация «серых работников» приведет лишь к тому, что в стране вместо нынешних 20 млн бедных станет 25 млн. Следует также учитывать, что граждане с неофициальным доходом «тратят эти деньги на покупки, и своим потребительским спросом стимулируют внутренний валовый продукт».
В целом же, теневой бизнес – распространенное во всем мире явление. В России его доля – 22-23%, аналогичные показатели в Италии, в США – 10%, в Великобритании – 8%, в Ирландии – 4%.
Экономист Михаил Хазин по поводу сообщения ПФР отметил, что часть «теневиков» – это молодые люди трудоспособного возраста, которые будучи на содержании у родителей учатся или не могут найти приличную работу. Многие самозанятые и мелкие предприниматели не могут платить налоги, так как их это разорит. Таких в России большинство. Здесь важно «разделять истории, типа модных режиссеров, которые просто все полученные деньги откровенно обналичивают и затем разворовывают, и типа молодой семьи, у которой выбор: или заплатить налог, или накормить ребёнка».
Выстраиваемая в России налоговая система больше заточена на обирание бедных, которые не в состоянии себя защитить. В результате, «подрывается экономика, рушится социальная стабильность», заключил Хазин, возложив вину за происходящее на политику правительства.