Калининградская область становится территорией развития не только для учеников, но и для учителей. Педагогов здесь ждут постоянный профессиональный рост, новые тренинги и программы и инновационные проекты.
В области строятся новые школы, регион принимает активное участие в общероссийских программах по внедрению новых подходов к обучению и улучшению материально-технической базы. Реализуются такие проекты, как «Современная школа», «Учитель будущего», «Вклад в будущее», «Ученикам XXI века» и другие программы, направленные на развитие у учеников компетенций и навыков, необходимых в быстро меняющемся мире.
Неудивительно, что Калининградская область становится все более привлекательной для педагогов.
«За последние три года в системе образования нашего региона начали работу 700 новых сотрудников, более 40 процентов из них – из других регионов», - рассказала министр образования Калининградской области Светлана Трусенёва.
Территория для жизни
Калининградская область – самый западный регион России. Здесь мягкий климат, море, уютные города и поселки, исторические памятники. До многих европейских столиц – рукой подать. Неудивительно, что маленькая по площади область по плотности населения занимает третье место в стране. И количество жителей постоянно растет за счет приезжих из других регионов России и государств.
Соответственно увеличивается и численность школьников – в среднем на две тысячи человек в год, а то и больше.
«Только за последний год школьников стало на 6,5 тысяч больше. А школа в регионе построена одна на 1700 мест. Мы за таким увеличением количества детей не успеваем, к сожалению», — признался в прошлом году губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
В планах регионального правительства – строить по две школы в год. Но есть еще и проблема кадров, которую тоже с наскока не решить. Даже в Калининграде не хватает педагогов дошкольных учреждений. Что касается школ, сейчас в регионе не хватает учителей-предметников. Открыта 191 вакансия. Больше всего ждут в муниципалитетах учителей математики, русского языка и литературы и иностранного языков.
Море, школа и миллион подъемных
Отчасти исправить ситуацию с дефицитом кадров призвана федеральная программа «Земский учитель». В Калининградской области она стартовала в этом году. Учителей, согласных отработать в небольших городах или селах пять лет, отбирают на конкурсной основе. Им выплачивают подъемные – миллион из федерального бюджета. Всего таким образом планируется закрыть 18 вакансий.
Татьяна Игнатова из Сыктывкара подумывала перебраться в Калининградскую область из Коми уже пару лет назад. Благодаря программе «Земский учитель» волноваться о месте работы не пришлось – Татьяна с этого года будет преподавать в гимназии имени К.В. Покровского в Балтийске.
«Город очень благоустроенный, если сравнивать с тем, где мы жили, в Балтийске намного уютнее, комфортнее. И еще, конечно, радует близость к морю, это прямо идеальное месторасположение. С администрацией школы уже познакомилась, очень открытые люди, и первое, что они сказали – вы, если что, обращайтесь, мы вам обязательно поможем, чем сможем. Школа оснащена и с технической точки зрения, и ремонт в этом году делают как раз», - рассказала в интервью Infox.Ru Татьяна Игнатова.
Оксана Покровская из Новокузнецка переехала в Янтарный. Ей повезло – местный муниципалитет выделил долгожданному педагогу служебное жилье.
«Янтарный замечательный, благоустроенный, здесь очень красиво, есть где погулять. Мне очень здесь нравится. Большое спасибо администрации за предоставленное жилье, квартира однокомнатная, с пластиковыми окнами и в пяти минутах ходьбы от моря. Школа очень понравилась, она такая же типовая, в которой я работала, по строению, по расположению кабинетов, но, конечно, рассчитана на меньшее количество участников А вот по оснащенности и по ремонтному состоянию она намного лучше школы, в которой я работала в Новокузнецке», - поделилась впечатлениями с корреспондентом Infox.Ru Оксана Покровская.
От 11 до 71
Как признались обе победительницы конкурсного отбора программы «Земский учитель», педагогу необходимо постоянно узнавать что-то новое самому. В Калининградской области полным ходом идет цифровизация школ, внедряются новые методы преподавания. В регионе реализуется множество проектов, призванных не только максимально повысить уровень среднего общего образования, но и помочь ученикам овладеть необходимыми для успешной профессиональной деятельности навыками и компетенциями.
Федеральный проект «Современная школа» в рамках нацпроекта «Образование» реализуется в Калининградской области с прошлого года. Тогда же в регионе открылись первые «Точки роста» - так назвали образовательные центры, которые создаются в небольших городах и селах. Благодаря им дети получают образование, которое позволит им выдерживать конкуренцию на рынке труда – а возможно, и внести свой весомый вклад в развитие современной цивилизации.
В 2019 году в Калининградской области открылись первые 11 образовательных центров «Точка роста» . В 2020-м году заработают еще 42. А к 2024 году «Точек роста» на карте региона будет уже 71.
Как воспитать учеников XXI века
Классическая парадигма урока выглядит так: есть учитель, есть активные, интересующиеся предметом ученики и есть равнодушные к процессу дети, которым хочется поскорее услышать звонок на перемену.
В Калининградской области постепенно переходят на другую систему, которая применяется в Сингапуре. Эта азиатская страна стабильно занимает лидирующие позиции во всех авторитетных международных образовательных исследованиях. Опыт Сингапура лег в основу регионального проекта «Ученикам XXI века», ставшего результатом сотрудничества с международным консалтингом Educare International Consultancy.
«Привычные нам, классические методы обучения задействуют только несколько учеников в течение одного урока, в то время как сингапурская методика предполагает работу с классом в целом, ведь важно, чтобы все ученики принимали активное участие в ходе урока», - отметила директор лицея № 5 города Советска Мария Никишова.
Одной из главных задач учителя при такой системе становится создание максимально безопасной и доброжелательной среды для обучения, чтобы школьники не боялись задавать вопросы и предлагать нестандартные решения.
Четыре К
Проект стартовал осенью 2018 года. Ключевой задачей организаторов стало качественное изменение взаимодействия между учениками, а также между учеником и учебным материалов.
В программу обучения педагогов по эффективным приемам развития у школьников навыков и компетенций XXI века входят пять модулей, в том числе по развитию критического мышления у школьников, совместному групповому обучению. Необходимо развивать в учениках современные навыки и компетенции 4К - сотрудничество, критическое мышление, креативность и коммуникация.
«Снизилась напряжённость во взаимоотношениях между ребятами, стали востребованными и те школьники, которые тихонько отсиживались, и любители пошуметь; отношения между учителем и учениками стали более открытыми, не стало жалоб и ябед - проблемы конструктивно решаются; легче добиться внимания ребят; наконец-то договорились работать по правилам», - рассказала учитель МАОУ СОШ №28 г. Калининграда Ольга Цветкова.
Удалось также наладить систему отбора и обучения потенциальных тьюторов, или тренеров программы, которые способны при необходимости адаптировать материал и организовать обучение для взрослых. Сейчас сингапурские технологии в обучении применяют в 20 пилотных школах региона. Обучение прошли более 30 педагогических коллективов.
Вложиться в будущее
Калининградская область стала одним десяти регионов, которые выиграли конкурс на участие в программе по развитию личностного потенциала, инициированной благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».
Сейчас мир меняется слишком стремительно, и если раньше ключевым был правильный выбор профессии, в нынешнее время на первый план выходит умение адаптироваться к переменам, учиться новому. Программа, реализация которой началась в регионе в прошлом году, основана на разработках отечественных ученых. В течение трех лет планируется подготовить команду внедрения и обучить 800 учителей региона.
Также в Калининградской области успешно реализуются федеральные проекты «Учитель будущего», региональный проект «Цифровая образовательная среда» и другие программы, направленные на совершенствование школьного образования и расширение профессиональных навыков педагогов.