Организаторы – Федеральное агентство по делам национальностей и МГУ им. М.В. Ломоносова. Поделиться теоретическими знаниями и практическим опытом собрались представители науки, образования, культуры, власти, общественности.
Местом проведения этой масштабной обучающей площадки Тюменская область выбрана не случайно. Как отметил на пленарном заседании Сергей Корепанов, председатель областной Думы, регион – уникален по богатству национального и религиозного состава. Здесь проживает 150 наций и народностей. Основа этой многонациональности была заложена во время становления тюменского топливно-энергетического комплекса, в годы освоения первых нефтегазовых месторождений. Многие специалисты, приехавшие тогда в Западную Сибирь, так и остались тут жить.
«Одна из задач власти – предоставить права и свободы всему населению региона, сохранить конфессиональный и национальный мир, – подчеркнул спикер областного парламента – Эта работа ведется планомерно».
Для осуществления политики, направленной на гармонизацию межнациональных отношений, в области создана серьезная законодательная база, приняты и действуют законы «О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений в Тюменской области», «О деятельности религиозных объединений в Тюменской области».
Весомый вклад в реализацию национальной политики вносит региональный парламент. Тюменская областная Дума совместно с правительством области, общественными организациями, лидерами национальных и культурных автономий активно содействует развитию конструктивного диалога, сотрудничества и взаимодействия между представителями разных религиозных конфессий и национальных культур. Возникающие спорные или проблемные вопросы депутатам удается решать на приемах избирателей.
Во время панельных дискуссий участникам семинара, рассказали, например, об особенностях мониторинга межнациональных отношений в РФ. Как отметил
Владимир Зорин, руководитель центра по научному взаимодействию с общественными организациями и органами государственной власти Института этнологии и антропологии РАН, в Тюменской области – благополучная национальная обстановка, не было зарегистрировано ни одного национального конфликта. Сложности есть, но система в целом – управляемая.
Однако, по его словам, если конфликтов нет, то никто не гарантирует, что они не произойдут. Это касается всех регионов.
По данным института этнологии и антропологии РАН, на территории бывших стран СНГ существуют 120-160 конфликтных точек, находящихся в латентном состоянии. Начало некоторых из этих потенциальных национальных конфликтов было положено еще в дореволюционное время, почву для других создало национально-территориальное размежевание, которое проводилось в советские времена (в том числе такой бомбой замедленного действия стало в свое время решение Никиты Хрущева «подарить» Украине Крым).
Поэтому так важна система государственного мониторинга ситуации, которая бы позволила не только констатировать, но и предупреждать возникновение конфликтов на межнациональной или межрелигиозной почве.
«К сожалению, в общественном сознании национальная политика ассоциируется преимущественно с танцевально-фестивальным подходом или с национальной кухней (37 процентов опрошенных), с проведением различных совещаний (21%), – констатировал ученый. – Вспоминают о том, что необходимы не только праздники, но и ежедневная работа, чаще всего, когда уже приходится «тушить пожар» конфликтов на национальной почве».
Еще одной типичной ошибкой в решении межнациональных конфликтов Зорин считает их замалчивание. Поскольку это, на его взгляд, означает недооценку ситуации и недостаточный ее анализ. А без этого невозможно принять оперативных и адекватных мер реагирования. Есть и серьезная нехватка экспертов по оценке и урегулирования национальных конфликтов. В федеральном агентстве по делам национальностей их зарегистрировано около 1500. В перечне проблем, мешающих эффективной работе, ученый назвал также: декларативный характер деятельности муниципалитетов, недостаточное финансирование программ, нехватка методических разработок, отсутствие реального контакта властей с этническими и религиозными общественными организациями. Но и это не самое главное.
«Никакие экспертные оценки и мониторинги не смогут предсказать дату и место следующего национального конфликта, – утверждает Зорин. – Точно предсказать это также невозможно как землетрясение или ДТП, хотя правила и риски всем известны. Если конфликт сравнить с пожаром, то самое страшное – хаос и паника. Первое, что надо делать – приложить все усилия, чтобы участников конфликта усадить за стол переговоров».
«Тема межэтнических конфликтов – вечна, она всегда была, есть и будет, – считает Николай Григорьев, генеральный директор института социальных и этнокультурных исследований. – Поэтому сама постановка задачи о бесконфликтном сосуществовании – неправильная. Она иллюзорна. Разумная задача состоит в том, чтобы непрерывно ситуацию мониторить, своевременно распознавать, урегулировать конфликты на ранних стадиях и не допускать их эскалации. Необходимо совершенствовать систему мониторинга, координировать действия всех ее институтов и участников. Достаточно ли для этого квалифицированных кадров? Абсолютно недостаточно. Дефицит кадров колоссальный. Поэтому для подготовки специалистов крайне необходимы такие обучающие семинары на муниципальном и межрегиональном уровне, который три дня проходил в Тюмени».