Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

04:48
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Как брекзит уже дважды расколол правительство Британии

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В Британии два министра правительства Терезы Мэй подали в отставку. Экс-глава МИД Борис Джонсон в прощальном письме заявил, что Британия может стать практически колонией Евросоюза и что он не хочет нести ответственность за принятое решение.

Речь идет о «мягком» варианте брексита, который правительство Великобритании одобрило в пятницу. Он предполагает сохранение особо тесных экономических связей со странами ЕС, в том числе сохранение зоны свободной торговли для товаров.

Джонсон и его сторонники, экс-министр по делам брекзита Дэвид Дэвис и ряд бывших заместителей министров, считают это неприемлемым, а другие евроскептики прямо называют план Мэй капитуляцией. «Отдаем слишком много и слишком быстро», сформулировал Дэвис.

Соединенное королевство должно официально выйти из Евросоюза 29 марта 2019 года. Сейчас Британия и ЕС пытаются разработать соглашение, которое устроило бы обе стороны, но сделать этого пока не удалось.

Вопрос о выходе из Евросоюза расколол пополам и британское общество, и Консервативную партию. Некоторые аналитики полагают, что между Мэй и Джонсоном может развернуться борьба за лидерство в стане тори.

С чего все началось?

Великобритания занимает в Евросоюзе привилегированное положение. Страна не присоединилась к шенгенскому соглашению и не вошла в зону евро, сохранив легендарную национальную валюту. Тем не менее, то и дело возникал вопрос о выходе из ЕС. Британцы традиционно противопоставляют себя континенту, и если молодежь в основном привыкла к мысли о тесном союзе с Европой, многие представители старшего поколения были отнюдь не рады ни общим законам, ни общему рынку.

Разговоры о том, зачем вообще Британии нужен ЕС и не стоит ли вернуть независимость, велись довольно часто, но всерьез вопрос о выходе из Евросоюза никто из политиков не ставил.

А зачем провели референдум?

Весной 2015 года Дэвид Кэмерон с блеском выиграл выборы и даже сформировал однопартийное, а не коалиционное правительство (тори находились на пике популярности и получили абсолютное большинство в парламенте). Он хотел добиться от ЕС новых привилегий и инициировал референдум, на котором каждый британец должен был ответить на вопрос – а должна ли страна выйти из ЕС?

Никаких неприятностей от референдума Кэмерон не ждал, и как выяснилось, зря. 51,89 процента на вопрос «Нужно ли Соединенному Королевству оставаться членом Европейского союза?» ответили отрицательно. 48,11 процента – положительно.

Результаты ошеломили и общество, и истеблишмент. Кэмерон подал в отставку и исчез с политического горизонта. Его преемником стала Тереза Мэй. Британский фунт резко упал по отношению к доллару. Экономисты подсчитали, что брекзит ухудшит положение рядовых граждан страны, и в правительстве начали поиск наиболее приемлемой формы взаимодействия с Евросоюзом после того, как Британия его покинет.

Именно тогда мгновенно прославилось слово брекзит – так назвали процесс выхода из Европейского союза.

А что означает слово «Брекзит»?

Брекзит, или брексит, написание этого неологизма по-русски еще не устоялось, – это буквальная калька с английского brexit. Словечко было образовано из двух слов, Britain и Exit (то есть выход).

Кто именно его придумал, неизвестно, однако появилось оно задолго до того, как Кэмерон решил провести референдум о выходе страны из ЕС. Как считают эксперты, в мировой культуре оно станет таким же символичным и часто употребляемым, как и «Уотергейт» - скандал в США, который привел к импичменту президента Ричарда Никсона, а слово стало символом коррупции и аморальности властей.

А почему Британия до сих пор в ЕС?

«Развод» с Европой – процесс долгий, слишком много вопросов приходится решать. Сначала даже поговаривали, что британцы, как говорится, сдадут назад и вернутся в европейскую семью, возможно, добившись предварительно каких-нибудь дополнительных уступок от Брюсселя. Однако 1 февраля 2017 года законопроект о выходе из ЕС был принят в парламенте, его одобрили 498 парламентариев, 114 были против.

Королева Елизавета II, которая возглавляет государство, завизировала закон 16 марта 2017 года. А 29 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй официально уведомила главу Евросоюза Дональда Туска, что процедура выхода из ЕС началась. Предполагалось, что на формальности и переговоры будет достаточно двух лет.

«Храбрые сердца» остаются с ЕС

В Шотландии, как известно, периодически ведутся разговоры о выходе из состава Соединенного королевства. Вопрос этот возник еще в 30-е годы прошлого века и периодически будоражил умы. Но на референдуме, который провели в 2014 году, 55 процентов голосовавших высказались за то, чтобы Шотландия продолжала оставаться частью Великобритании. Одной из причин этого аналитики называли желание остаться в Евросоюзе.

На референдуме 2016 года о выходе Британии из Евросоюза шотландцы голосовали против брекзита. 15 мая 2018 года большинство депутатов парламента Шотландии отказались одобрить соответствующий законопроект.

Однако в июне после бурных дебатов палата Общин все же приняла билль о выходе из Евросоюза. Ее Величество поставила свою подпись под документом, превратив законопроект в закон.

Шотландские политики уже говорят о новом референдуме. Его хотят провести в период между осенью 2018-го и весной 2019-го, то есть накануне референдума.

А что за мягкий вариант брекзита?

После ожесточенных споров правительство Терезы Мэй представило общую позицию по выходу из Евросоюза. Этот вариант называют мягким, так как он предполагает сохранение очень тесных связей с ЕС в экономической сфере и зоны свободной торговли для товаров, чтобы сохранить коммерческие связи и рабочие места, которые создают соответствующие компании.

Британия будет ориентироваться на законодательство Евросоюза в тех случаях, где это необходимо для беспрепятственной торговли (если это одобрит парламент страны), и разработает упрощенный таможенный порядок, то есть контроля между ЕС и Великобританией не будет.

Все это, по мнению министров, позволит не устанавливать пограничные сооружение между Северной Ирландией и Республикой Ирландия или даже между Северной Ирландией и остальной Британией. Это было бы необходимо, если бы Британия вышла из зоны свободной торговли.

Еще один немаловажный момент – при таком варианте сохраняется право граждан Евросоюза и Великобритании на беспрепятственные поездки, а также учебу и работу на территориях других стран.

Новый раскол?

Борис Джонсон, его коллега Дэвид Дэвис и еще несколько человек не хотят нести коллективную ответственность за это решение и поэтому вышли из правительства. Они считают, что при мягком варианте положение Британии не просто не улучшится, но ухудшится.

Как подчеркнул Джонсон, если раньше Британия могла влиять на процесс принятия законов ЕС, то теперь она лишается этой возможности, и при этом предполагается, что ради экономического благополучия часть директив придется принимать как есть.

«В этом отношении мы поистине движемся к статусу колонии, - подчеркнул Борис Джонсон, прощаясь с коллегами в эмоциональном письме, в котором сообщил, что покидает свой пост. - Это мы сами так видим конечный результат переговоров для Соединенного Королевства. Другая сторона еще даже не сделала свое встречное предложение. Мы как будто бросаем свой авангард в бой под гордо реющим белым флагом».

А кто заменил Джонсона?

Новым главой британского МИД стал Джереми Хант. Внешней политикой он никогда не занимался, зато считается одним из самых верных сторонников Терезы Мэй, хотя в 2016 году, когда проводился референдум по брекзиту, он был решительно противником выхода Британии из ЕС.

Последние шесть лет Хант возглавлял министерство здравоохранения. Его перемещение на другой пост стало для медиков праздником – они недовольны нехваткой кадров в больницах и слишком большим количеством рабочих часов.

Как считают аналитики, Бориса Джонсона рано списывать со счетов. Он вряд ли уйдет из политики, как сделал это Дэвид Кэмерон (сейчас он работает в американской фирме First Data, специализирующуюся на электронных платежах). Возможно, Джонсон воспользуется ситуацией, складывающейся вокруг брекзита, и поборется с Терезой Мэй за звание лидера консерваторов. Не исключают, что однажды он станет премьер-министром Соединенного королевства.

Россиян предупредили об опасных последствиях ОРВИ
Реклама