Причиной резкого повышения цен на бензин стала девальвация рубля, рост мировых цен на нефть и непривлекательность переработки «черного золота», заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин.
«Переработка становится непривлекательной, и мы эту нагрузку вынуждены брать на себя», - подчеркнул он, напомнив также об увеличении транспортных расходов.
Сечин заверил, что госкорпорация не допустит значительного роста цен на бензин – по его заверению, они на АЗС «Роснефти» уже ниже, чем у конкурентов.
Это не совсем так, по крайней мере в Москве. По данным на 21 июня, «Роснефть» предлагает самый дешевый АИ-92 и АИ-95, а также дизельное топливо, по 41, 1, 45,3 и 43,4 рубля соответственно. А вот самый дешевый АИ-98 можно найти на АЗС «Лукойла».
Почему все говорят о росте цен на бензин?
Рост цен на бензин влияет на жизнь всех без исключения жителей России вне зависимости от того, есть у них личный автомобиль или нет. Увеличение стоимости топлива влечет за собой рост цен, удорожание стоимости проезда общественным транспортом и в целом негативно сказывается на состоянии экономики.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина дала прогноз, что повышение цен на бензин даст по итогам года лишние 0,2 – 0,4 процента инфляции.
Но бензин же все время дорожает?
Скорость роста бывает разной. Первый «звонок» прозвучал еще осенью прошлого года. НП «Совет по товарным рынкам», который защищает интересы независимых нефтетрейдеров, направил жалобу премьер-министру Дмитрию Медведеву, сообщив о «неконтролируемом» росте оптовых цен на бензин и дизельное топливо.
В конце года в ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба, однако в январе цены на топливо вновь начали расти. По итогам 2017 года рост стоимости бензина втрое превысил уровень инфляции.
В феврале о ситуации высказался российский президент. Владимир Путин на встрече с работниками «Ростсельмаша» заявил, что «вроде бы» есть возможность остановить рост цен, и пообещал поговорить с главой ФАС. В итоге крупнейшие игроки на нефтяном рынке получили предупреждения от антимонопольной службы. Однако уже тогда опрошенные журналистами «Коммерсанта» специалисты отрасли полагали, что после выборов президента 18 марта 2018 года цены продолжат расти.
Так и случилось. В марте 2018 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже были побиты исторические максимумы цены за последние несколько лет. А впереди было сезонное увеличение спроса на нефтепродукты в весеннее-летний период, масштабный ремонт на российских нефтеперерабатывающих заводах и старт полевых работ.
Дойдет до ста?
По данным Росстата, с января по май цены на бензин выросли на 7,3 процента при том, что общий уровень инфляции составил всего 1,6 процента. А в мае произошел новый, очень резкий скачок. По сравнению с апрелем стоимость бензина увеличилась сразу на 5,6 процента.
Тревогу забили не только специалисты, но и потребители. Как показал опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», граждане назвали основными причинами роста цен алчность нефтяных компаний, плохую работу российского правительства, сговор монополистов и отсутствие контроля государства за ценами на нефтепродукты.
Специалисты отмечают, что нефтяникам стало гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты, чем продавать их внутри страны.
Правительство приняло решение о снижении акцизов - на 3000 рублей на тонну бензина и на 2000 для дизельного топлива. С крупными нефтяными компаниями была достигнута договоренность о заморозке розничных цен, но не оптовых. Правда, практически сразу же внесли ясность – возврата к прежнему не будет, меры призваны сдержать дальнейший рост.
9 июня специалисты Независимого топливного центра предупредили, что бензин может подорожать до ста рублей, так как многие независимые сети могут закрыться из-за монополизации розничного топливного рынка.
Вице-премьер Дмитрий Козак заверил, что такого не произойдет, и отметил, что цены выросли из-за неточного регулирования в энергетической сфере.
Мы голосовали, а вы!
Цены на бензин стали одной из центральных тем «Прямой линии» с Владимиром Путиным.
«45 рублей за литр солярки, сколько возможно это терпеть? Вся страна 18 марта сделала большой выбор, за вас проголосовала, а вы цены на бензин не можете остановить!» — не столько спрашивал, сколько возмущался дальнобойщик из Санкт-Петербурга.
«Надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов», — ответил президент.
Правительство России снизило активы, также оно готово в случае необходимости повысить экспортные пошлины для топлива, но пока это скорее угроза для компаний.
А что с регулированием?
Специалисты отмечают, что из-за того, что правительство то и дело меняет размеры акцизов и налогов, нефтяники живут в ситуации тотальной неопределенности и перестают понимать, куда именно движется процесс.
В частности, поэтому «Роснефть» не спешит вкладываться в модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов, предпочитая иностранные НПЗ. При частом изменении законодательства можно просто не отбить вложения.
Сейчас в России в финальную фазу входит налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он предполагает повышение налога на добычу полезных ископаемых, а взамен экспортные пошлины в ближайшие шесть лет с нынешних 30 процентов будут снижаться на 5 процентов ежегодно. При поставке нефти на нефтеперерабатывающие заводы компании будут выставлять акциз, который НПЗ предстоит уплачивать в бюджет. После этого они будут получать налоговый вычет.
Это тоже повлияло на цены?
Налоговой маневр мог стать одним из факторов, спровоцировавших рост цен на бензин, но далеко не единственным, считает заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Илья Быковников.
«Буквально на днях правительство согласовало завершение маневра в нефтяной отрасли, которое будет идти постепенно, до 2024 года. И соответственно до этого момента при росте налоговой нагрузки правительство гарантирует сдерживание цен на топливо. Сказать однозначно, что это не повлияло на текущие цены, наверное, все-таки было бы покривить душой. Поскольку плательщиком является конечный продавец, то физически он так или иначе будет перекладывать размер этого налога на потребителя, к сожалению другого источника для уплаты этого налога у него не будет. Но повлияло оно не в той мере, в которой мы наблюдаем рост. Темпы роста налоговой нагрузки на производителя не пропорциональны росту, который мы видим каждый день на заправках», - отметил Илья Быковников.
Увеличение налога на добычу полезных ископаемых, конечно, дает нагрузку на производителя, однако НДПИ – это часть расходов, и насколько больше производитель платит этот налог, настолько меньше он платит в составе налога на прибыль. Поэтому говорить о том, что налоговой маневр влияет на нагрузку еще и производителя, нельзя.
«Большей частью на сегодняшний день достаточно значительный скачок зависит не от налоговых параметров, а от спекулятивного воздействия со стороны не производителей, а продавцов, и крупных компаний, и независимых трейдеров»,- подчеркнул экономист.
Бензин только в России дорожает?
Разумеется, нет. Из-за повышения цен на нефть ощутимо выросла стоимость топлива в Латинской Америке. В Бразилии уже вспыхнули протесты дальнобойщиков, забастовка которых буквально парализовала часть страны, после чего правительству пришлось вернуть субсидии на дизельное топливо. Риск социального взрыва достаточно высок в Мексике и Аргентине.
В Марокко потребители более месяца бойкотируют крупных поставщиков бензина и других товаров, протестуя против высоких цен.
В Иордании демонстрации, начавшиеся с протестов против повышения цен на топливо и электроэнергию в обмен на помощь от Международного валютного фонда, привели к отставке премьер-министра. Впрочем, Иордании обещали помочь богатые соседи - Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ готовы предоставить стране финансовую помощь в размере $2,5 миллиарда долларов.
По оценкам специалистов Oxford Economics, в случае, если цены на нефть вырастут до ста долларов за баррель, это незначительно повлияет на экономику развитых стран, но в развивающихся странах, которые вынуждены импортировать нефть, может ускориться инфляция и вспыхнут протесты. Тяжелая ситуация, в частности, складывается в Турции.
А если нефть подешевеет?
Бензин в России, как известно, дорожает всегда. Когда нефть дешевеет, правительство поднимает акцизы, чтобы компенсировать уменьшение поступлений в казну (как известно, налоговые отчисления нефтегазовых компаний – важнейшая часть бюджета), а сами нефтяные гиганты стремятся уменьшить издержки, перекладывая нагрузку на потребителя.
«Когда падают цены на нефть и нефтепродукты, то физически потери, которые несет крупный трейдер, должны чем-то компенсироваться. И компенсация естественно будет частично перекладываться на продукты, которые имеют стойкий спрос и высокую цену. Поэтому происходит удорожание. Этого фактора нельзя исключать», - отметил Илья Быковников.