Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:57
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Челябинская область наращивает сотрудничество с КНР

Опубликовано
Текст:

Челябинская область постоянно наращивает темпы сотрудничества с КНР. Увеличивается экспорт, расширяются поставки сельскохозяйственной продукции, растет пропускная способность южноуральского транспортно-логистического центра. А в перспективе Южный Урал станет важнейшей вехой Великого шелкового пути из Китая в Европу.

«Китайская Народная Республика является нашим стратегическим партнером и важным приоритетным вектором внешнеэкономической деятельности», – подчеркнул губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

Крупнейший внешнеторговый партнер

Китай стал крупнейшим внешнеторговым партнером Челябинской области. В основном российский регион экспортирует минеральные продукты, продукцию химической промышленности, изделия из черных металлов и продукты питания. По сравнению с 2015-м годом экспорт в Китай вырос на 35 процентов, а к 2018 году эту цифру планируется удвоить.

За последние три года значительно усилилось сотрудничество южноуральского региона с провинциями КНР, особенно с Хэйлунцзян, Хубэй, Шэньсии Синьцзян-Уйгурского автономного района. Челябинская область стала активным участником крупнейших российско-китайских форумов и рассчитывает принять у себя Российско-Китайский форум малого и среднего бизнеса в 2018 году.

На Южном Урале в 2020 году пройдут и саммиты ШОС и БРИКС. Возможно, китайские инвесторы поддержат строительство объектов к крупнейшим форумам, подготовка к которым уже началась.

Особое значение имеет логистическое направление развития. Создание транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» идеально вписалось в концепцию «Один пояс и один путь», выдвинутую Китаем для создания «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». Все отправки контейнерных поездов из Китая в адрес ТЛК в прошлом году субсидировались китайской стороной.

«Мы считаем логистическое направление в целом, и возможности транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», в частности, значимой точкой роста для нашего региона. Челябинская область – это приграничная территория, мы являемся серьезным участником внешнеторговых отношений нашей страны со своими восточными соседями», - подчеркнул Борис Дубровский.

«Продуктовое окно» в Китай

Особенно перспективным может стать взаимодействие российского региона и КНР в аграрной сфере.

«Челябинская область в числе первых регионов прорубила «продуктовое окно» к своему стратегическому партнеру – Китаю. Мы осуществляем сейчас поставки туда зерновых культур и продуктов питания», - рассказал губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

Челябинская область в конце прошлого года вошла в официальный реестр поставщиков зерна в КНР. К практической фазе перешли переговоры о создании "Российско-Китайской зоны технико-экономического развития сельского хозяйства», что даст право зарегистрировать совместное предприятие для ведения бизнеса, соответствующего самым высоким мировым стандартам. Речь идет о занятиях полеводством, применении новых для Южного Урала сортов и китайских технологий возделывания пахотных земель. Применение передовых технологий особенно важно для интенсификации сельскохозяйственного производства.

На недавно прошедшем IV российско-китайском «Экспо» значительную часть делегации Челябинской области составили сельхозпроизводители. Для них Китай - перспективный и обширный рынок сбыта, а также источник новых технологий.

«Китайская промышленность достаточно развита, и они могут доставлять нам технологии по глубокой переработке сырья. В КНР начинают производить аналоги оборудования, поставляемого ранее из Европы. Китайское предложение по технологиям и оборудованию по стоимости ниже и поэтому оно более привлекательно для российских покупателей. Продукция экспортируется в Китай, а Китай экспортирует технологии. Такой вот взаимовыгодный обмен», - прокомментировала перспективы сотрудничества с Китаем генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

Регион-партнер российско-китайского «Экспо»

В этом году организаторы российско-китайского «Экспо» ввели новшество: от каждой страны-участника было выбрано по одному региону, получившему звание партнера. Ими стали Челябинская область и провинция Гуандун.

«Это знак большого доверия и большая возможность для нашего бизнеса», – подчеркнул губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

То, что регион получил статус партнера выставки, многое говорит об интересе к Челябинской области китайских инвесторов.

«Для Китая очень важно находить точки вложения капитала. Это огромная экономика, она постоянно растет и уже у себя дома не очень помещается. Поэтому поиск какого-то региона в России, который мог бы быть особо важным объектом внимания, для китайской стороны всегда необходим. Хорошо, что Челябинскую область избрали в качестве такого объекта, - заявил корреспонденту Infox.Ru генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев. - Для региона это очень удачно, потому что у российских субъектов - обратная ситуация, потребность в инвестициях. Ведь инвестиции - это не только деньги, это в первую очередь технологии, новые производства, строящаяся инфраструктура».

Южному Уралу как региону – почетному гостю выставки была выделена самая большая площадь – 528 квадратных метров. На стендах свои возможности представили 24 компании (в общей сложности Россию представляли около ста фирм). По итогам экспозиция Челябинской области была признана лучшей.

Делегация Южного Урала провела более 500 деловых переговоров и заключила около 150 соглашений о намерениях сотрудничества.

Ворота в Великий Шелковый путь

Одним из самых важных стало соглашение о сотрудничестве по реализации проекта строительства высокоскоростной магистрали с выходом на ВСМ «Москва-Пекин».

«Подготовка проекта строительства уральской ВСМ не стоит на месте. Учитывая, что эта магистраль интегрируется в перспективный высокоскоростной коридор Берлин – Москва – Астана – Пекин, потенциал ее использования огромен», - подчеркнул Борис Дубровский.

Челябинская область уже заняла ключевое положение в организации транспортного коридора из Китая в Россию благодаря созданию транспортно-логистического комплекса. Этот «сухопутный порт» стал важнейшим узлом на Новом Шелковом пути.

«Уверен, именно на межрегиональном уровне эффективно решаются вопросы о встраивании в масштабные межгосударственные проекты», - подчеркнул Борис Дубровский.

Создание Уральской высокоскоростной магистрали – проект международный, к нему проявляют существенный интерес в Южной Корее, Италии, Германии. И конечно в Китае.

«Подписанное соглашение - это планомерный шаг в подготовке проекта Уральской ВСМ. Китай известен своими успехами в разработке подвижного состава и создании высокоскоростных магистралей по всей стране - на сегодня это самая протяженная сеть ВСМ в мире», - пояснил заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров.

«Это большой плюс и для России, и для Китая»

Высокоскоростные железнодорожные магистрали для России – важнейший инфраструктурный проект, учитывая огромные размеры страны. А для Китая – решающий шаг к формированию Нового Шелкового пути.

Сейчас главный партнер страны – США, однако в случае ухудшения отношений Китаю понадобятся новые, европейские рынки сбыта, отметил генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Новая магистраль - это большой плюс и для России, и для Китая, и для отдельных регионов, по которым дорога пройдет», - подчеркнул он.

Раньше торговля шла по другим векторам – Китай – США, Европа – Ближний Восток. В российском транспортном коридоре не было нужды. Однако при наращивании торговли между Китаем и европейскими странами без российской части пути не обойтись.

«Не будем греха таить – есть силы, которые пытаются пустить шелковый путь в обход России, но все в обход не поведешь, ведь говорится об объемах, сравнимых с американским импортом. Это для китайцев очень важно. Для нас же это убивает двух зайцев. Во-первых решает отчасти проблемы инфраструктурные, ведь по этой дороге можно не только до Пекина ехать, но и в ту же Астану, и по стране, а во-вторых, провоз товаров по вашей территории - это всегда дополнительный доход. Есть целый ряд стран, которые живут за счет транзитных перевозок», - пояснил Дмитрий Журавлев.

Ключ к новым рынкам

В 2016 году товарооборот с этой страной превысил 300 миллионов долларов. Среди всех стран БРИКС именно КНР стала основным партнером Челябинской области.

«Тем не менее, мы намерены расширять географию контактов. Мы развиваем опыт сотрудничества с межгосударственными банковскими структурами. Нас интересуют возможности участия инвестиционно-финансовых структур БРИКС, таких как Новый банк развития БРИКС, в других региональных инвестпроектах. Наш регион на стыке Европы и Азии имеет большие логистические преимущества для торговли с Индией и Китаем. Открытие торгового пути «Север – Юг» через Иран, с которым мы за полтора года сотрудничества увеличили объемы товарооборота почти в два раза, позволит российским регионам выйти на рынки Южной Азии и ЮАР», – подчеркнул губернатор Челябинской области.

Реклама