Челябинская область – один из опорных промышленных регионов России. При множестве плюсов в этом есть один минус: от нагрузки дороги стремительно разрушаются. В этом году благодаря поддержке губернатора удалось получить дополнительные средства из федерального бюджета.
На Южном Урале сейчас 8,5 тысяч километров дорог регионального значения и 17,5 тысяч километров муниципальных дорог. Почти половина находятся в ненормативном состоянии. Большинство трасс спроектированы и построены в 70-80 годы прошлого века. С тех пор техника существенно потяжелела, нагрузки на дорожное полотно увеличились. Большегрузы, которые используются на множестве промышленных предприятий, разрушают дорожное покрытие. Не способствуют сохранности дорог и погодные условия – весной и осенью зачастую столбик термометра днем поднимается выше нулевой отметки, а ночью наблюдается минусовая температура. В таких условиях вода просачивается в асфальтовое покрытие, а образующийся лед разрушает асфальт. Нулевая температура в регионе длится сезонами. В итоге даже гарантийный срок – три года – обновленные дороги не выдерживают.
«Дорожный фонд Челябинска деградировал, - констатировал весной этого года губернатор Челябинской области Борис Дубровский. - Можно сколько угодно разбираться в причинах, они есть и объективные, и субъективные. Давайте эту ситуацию исправлять. Люди ждут реальных действий».
Взвешенный подход
Ущерб от транспортных средств, который ежегодно наносится дорогам страны, оценивается в гигантскую цифру – более чем два триллиона рублей. Самая большая проблема – большегрузный транспорт. Проезд одной перегруженной фуры по наносимому вреду сравним с проездом 40 тысяч легковых автомобилей. Южный Урал – транзитный регион, только на территории Челябинской области зарегистрировано более 20 тысяч большегрузов.
Сейчас в России реализуется программа развития системы весогабаритного контроля на федеральных трассах – «электронных весов». Сейчас в системе 72 пункта весогабаритного контроля, еще 400 будет действовать к 2021 году.
«Необходимо отметить, что автоматические пункты весогабаритного контроля станут важным ресурсом для обеспечения сохранности дорожной инфраструктуры. По действующему закону максимальная масса для грузового автопоезда не должна превышать 44 тонны (автопоезда с шестью и более осями). Этот показатель почти на 9% превышает аналогичные нормативы в странах Европы (40 тонн) и на 13% - в США (38 тонн)», - рассказали корреспонденту Infox.Ru в пресс-службе Федерального дорожного агентства.
Одна эта мера способна значительно улучшить состояние дорог в промышленном Южном Урале. Но уже нанесенный ущерб нужно исправлять. Только в этом году в общей сложности в регионе построят около 69 км региональных дорог, отремонтировать 88,5 километров и провести капитальный ремонт 28 километров. Ремонт и капремонт охватит также 38,7% магистралей федерального значения.
400 миллионов рублей от «Платона»
Только в Челябинске в этом году отремонтируют более миллиона квадратных метров дорог. На проведение работ требуются немалые средства. Несмотря на сложную ситуацию в экономике, правительству Южного Урала удалось найти значительную сумму на решение проблем дорожного фонда.
«В прошлом году мы на дороги потратили 8,6 миллиарда рублей, в этом году в связи с тем, что появились дополнительные акцизные поступления, из бюджета Челябинской области будет направлено 10,5 миллиарда рублей на обслуживание, ремонт и строительство дорог», - рассказал губернатор Челябинской области.
400 миллионов направлено дополнительно из федерального бюджета. Это решение премьер-министр России Дмитрий Медведев принял после встречи с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским.
«Тема дорог особо остро стоит в Челябинской области, много жалоб. Будет оказана помощь из федбюджета, чтобы губернатор разобрался с ситуацией», — написал глава федерального правительства в «Твиттере».
Свое слово Медведев сдержал - в мае этого года межбюджетные трансферты за счет сборов от системы «Платон» были выделены 24 российским регионам, в том числе и Челябинской области. Половину из 400 миллионов получила столица Южного Урала.
«Уверен, что эта добавка в размере 400 миллионов рублей из федеральной казны даст достаточно серьёзное улучшение качества, и мы всё для этого сделаем», - заявил Борис Дубровский.
Благодаря дополнительным средствам из федеральной казны удалось отремонтировать более десятка объектов. Работы уже завершены, проведена специализированная оценка в соответствии с утвержденными правилами приема по качеству покрытия, все показатели в норме, отклонений нет.
Новые технологии – сейчас эксперимент, завтра повседневная практика
Из-за сложных погодных и эксплуатационных условий далеко не каждая технология, даже хорошо зарекомендовавшая себя в других странах, годится для российских дорог. В этом году в Челябинской области апробируют новые подходы. Так, на участке автомобильной дороги Кундравы – Варламово организовано два экспериментальных отрезка по 150 метров каждый. На одном из них было уложено основание дороги из сталефибробетона – это бетонное укрепление дорожного полотна, в которое под высоким давлением вводятся обрезки металлического троса. Смесь увеличивает прочностные характеристики основания дорожного полотна. На другом участке – основание из бетона с микрокремнезёмом – специальной присадкой, которая также улучшает прочностные характеристики и препятствует появлению на дорожном покрытии колеи. Оба участка в процессе эксплуатации будут сравниваться и изучаться, преимущества и недостатки каждого метода выявит специальная комиссия.
Работа по увеличению срока службы дорог ведутся на федеральном уровне. Разрабатываются новые нормативы для создания усовершенствованных типов покрытия. Главная цель – увеличить межремонтный срок эксплуатации федеральных автомобильных дорог до 12 лет. Применяются новые материалы, современные виды моделирования и даже 3D-технологии для проведения диагностики трасс до и после ремонта, чтобы выявить дефекты покрытия.
«В частности, в Челябинской области на федеральных трассах дорожниками широко применяется технология устройства верхнего слоя покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона с применением модифицирующей добавки «УНИРЕМ», предотвращающей отслоение битумной пленки с минеральных материалов асфальтобетона. Асфальтобетонные покрытия с применением модификатора асфальтобетона «УНИРЕМ» обладают повышенной сдвигоустойчивостью, устойчивостью к колееобразованию, водостойкостью, что в итоге способствует повышению долговечности и увеличению межремонтных сроков службы в среднем на 25-30%», - рассказал корреспонденту Infox.Ru представитель Роавтодора.
Применение модификатора повышает морозостойкость, увеличивает сцепные свойства, способствует снижению шума. А применение адгезионной добавки «ДОРОС-АП» при приготовлении асфальтобетонной смеси повышает водостойкость и морозостойкость асфальтобетона, что предупреждает процесс разрушения асфальтобетонных покрытий, увеличивая срок их службы. Обе эти технологии – российского производства.
Подрядчик vs. заказчик
Латать дыры и проводить ямочный ремонт можно до бесконечности. Однако даже в нынешних непростых экономических реалиях нужно развивать дорожную инфраструктуру на постоянной основе. Как отметил губернатор Челябинской области, необходимо эффективное использование средств, предусмотренных на дорожную инфраструктуру и постоянный мониторинг качества работы подрядчиков.
«Необходимо усилить контроль за состоянием и качеством дорог в Челябинской области, соблюдением гарантийных обязательств подрядными организациями. Проработать вопрос обязательного определения в государственных и муниципальных контрактах гарантийных сроков. Дорожники при подписании госконтрактов должны брать на себя обязательства за свой счет устранять дефекты, выявленные в процессе эксплуатации», – подчеркнул Борис Дубровский.
Контрактация жизненного цикла, при которой исполнитель будет отвечать не только за строительство, но и за эксплуатацию дорог, причем в течение достаточно длительного времени, может стать кардинальным решением вопроса дорожного строительства и содержания магистралей. Отвечать за построенную трассу подрядчик должен в течение длительного времени – трех, пяти, семи и даже десяти лет.
«Контрактация должна происходить не только на строительство дорог, но и на выполнение гарантий в случае возникновения тех или иных проблем, - убежден директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, давший интервью корреспонденту Infox.Ru. - Проблема существует и в ряде зарубежных стран, и эта практика может быть более широко распространена и в Российской Федерации. Конечно, некоторым она может показаться не очень интересной, не очень удобной, но как раз для стабильно работающих компаний это плюс и решение вопроса».
Выгоден подобный подход и для поставщиков тех или иных материалов – он позволит долгосрочно планировать изготовление и загрузку производственных мощностей, добавил эксперт. В нынешних условиях для предприятий это жизненно важно.
Общественный контроль сэкономит миллиарды
Объективные трудности в строительстве дорог не должны дополняться субъективными проблемами. Подрядчики экономят на проектировании, используют некачественный асфальт, потому что так дешевле, уклоняются от проведения гарантийного ремонта… Конечно, можно взывать к совести подрядчиков. Но в Челябинской области предпочли жесткий контроль за ходом работ на всех уровнях. За общей картиной пристально следит губернатор, качество работ жестко контролируют специалисты министерства дорожного хозяйства и транспорта. Регулярно проводятся депутатские рейды с участием жителей по проблемным местам. К работе подключились и общественники штаба поддержки губернатора Челябинской области.
«Создание благоприятной дорожной инфраструктуры на Южном Урале – острая необходимость! Это понимаем мы – общественники, это понимает и губернатор Борис Дубровский. Только всесторонний контроль в сфере управления дорожным хозяйством со стороны общественников позволит решить столь важную проблему, как качество дорог», – подчеркнул член общественной палаты Челябинской области, руководитель направления «Строительство и благоустройство» штаба общественной поддержки губернатора Николай Дейнеко.
Общественный контроль за процессом будет проходить на всех этапах – от проверки проведения госзакупок до эксплуатации обновленной трассы. Общественники совместно с представителями Управления дорожного хозяйства участвуют в процедуре приема-передачи строительных и ремонтных дорог и проводят мониторинг гарантийного обслуживания дорожных покрытий. Как подсчитали общественники, участие контролеров поможет сэкономить немалые средства - до 4 миллиардов рублей.
Реальные действия
Не так давно законодательное собрание Челябинской области расширило перечень источников финансирования дорожного фонда. Вкладывать средства в ремонт дорог получили возможность бизнесмены. Помимо транзита, значительную нагрузку на дороги дают горнодобывающие предприятия, руководство которых готово нести ответственность за свою деятельность и внести свою лепту в ремонт и благоустройство дорожного полотна.
Таким образом, проблему в регионе решают совместными усилиями. И уже в этом году состояние дорожного фонда региона существенно улучшится.