Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:53
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Кольская опорная зона: Мурманская область как плацдарм для освоения Арктики

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Создание Кольской опорной зоны может стать определяющим моментом не только для развития Мурманской области, но и для всей российской Арктики. Особые условия экономики диктует суровый северный климат. Главная цель – получить максимальную отдачу, не навредив окружающей среде.

В развитии Арктики правительство России решило сделать ставку на создание опорных зон. Чтобы сохранить хрупкую северную природу и в то же время максимально использовать богатейшие ресурсы, северным территориям необходим особый режим хозяйствования.

На организации кластеров, которые объединили бы все министерства, ведомства и организации, в том числе ФСБ, минобороны, МЧС и академии наук, давно настаивали специалисты. Теперь территориальный, а не отраслевой подход ляжет в основу государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Всего в стране будет создано восемь опорных зон. Одна из них – в Мурманской области. Это западный форпост России в арктической зоне, стратегическая ресурсная база, перспективный регион по производству электроэнергии и крупный транспортный узел - на него приходится свыше 14 процентов общероссийских перевозок грузов морским транспортом.

Кольская опорная зона как инструмент развития

«С одной стороны, мурманский кластер позволит обеспечивать морское движение по Баренцову морю в сторону Европы и обратно и станет опорной точкой для шельфового освоения нефтегазовых месторождений, - отметил в беседе с корреспондентом Infox.Ru заместитель директора института географии РАН, заслуженный деятель науки РФ Аркадий Тишков. - С другой стороны, регион может быть западным форпостом для освоения таких инвестиционно емких и очень полезных для развития Арктики направлений, как рыболовство, судостроение и подготовка промышленного освоения нефтегазового комплекса. И наконец, Мурманская область может стать уже традиционно первым и приоритетным регионом для развития арктического туризма, в том числе с использованием атомоходов».

Создание и особенности функционирования опорных зон на северных территориях стало одной из тем, которые обсудили в Санкт-Петербурге участники XX юбилейного международного экономического форума. Конференцию по экономическому развитию Арктики там организовали впервые.

Границы и направления Кольской опорной зоны определяются ее базовыми характеристиками - прежде всего это сервисное обеспечение реализации проектов освоения нефтегазовых морских месторождений в российском секторе Арктики, добыча и переработка водных биологических ресурсов и различных видов стратегического минерального сырья, а также сервисное обеспечение мореплавания по трассам Северного морского пути и экспорт транспортных услуг. Этому должны способствовать программа обновления атомного ледокольного флота России и воплощение в жизнь проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

Дешевая энергия - стимул к развитию

Концепцию функционирования опорных зон и перечень мер государственной поддержки еще предстоит определить. Возможно, предложения, выдвинутые губернатором Мурманской области, будут применены при формировании стратегии развития всего арктического макрорегиона.

В частности, Марина Ковтун считает необходимым создать особые условия ценообразования для избыточных объемов электроэнергии. В Мурманской области невостребованные объемы электрической энергии превышают 300 МВт. 80% всей потребляемой бизнесом электроэнергии в регионе приходится на энергоемкие горно-металлургические предприятия, которые и составят основу Кольской опорной зоны. Излишки энергии могли бы продаваться на оптовом рынке по более низким ценам, считает Ковтун. С учетом тарифов на передачу электроэнергии, сбытовых надбавок гарантирующего поставщика и платы за другие услуги конечная цена колеблется в пределах от 2 руб./кВтч (без НДС) для крупных потребителей и до 4,5 руб./кВтч (без НДС) – для организаций малого и среднего бизнеса.

«Особые условия ценообразования для избыточных объемов электроэнергии позволят снизить конечную цену для потребителей. Тем самым, получат стимул к развитию действующие производства, а также новые производства с высокой добавленной стоимостью», - уверена губернатор.

Вместо устаревших технологий –безопасная инфраструктура

Для развития арктического региона необходимо мотивировать строительство грузоперевалочных терминалов и сопутствующей перерабатывающей инфраструктуры. Это могло бы стать еще одной особой мерой государственной поддержки для опорных зон России в Арктике.

К примеру, в «старом» порту в Мурманске – на восточном берегу – объемы перевалки угля уже превысили 14 миллионов рублей в год. Происходит это в городской черте, на причалах, которые были построены еще в середине прошлого века. Там используется давно устаревшая грейферная технология. Нефтяные компании решают задачи по перевалке через рейдовые перегрузочные комплексы.

Однако если реализовать проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, появится современная и экологически безопасная инфраструктура.

«Транспортный узел существенно расширит возможности Кольского залива для строительства новой портовой инфраструктуры на его западном берегу. Восточный берег Кольского залива практически исчерпал свои возможности», – подчеркнула Марина Ковтун.

Если же в Кольском заливе будет построен нефтеперегрузочный комплекс общего пользования с выходом на железнодорожную сеть, это создаст условия для строительства нефтеперерабатывающих мощностей. А значит, вместо сырой нефти на экспорт пойдут нефтепродукты с более высокой добавленной стоимостью. К тому же будут решены проблемы, связанные с высокой ценой доставки нефтепродуктов в регион.

«В интересах государства – создать условия, мотивирующие добывающие компании к замене временных и экологически небезопасных рейдовых перевалок на современные береговые комплексы с применением последних технологических достижений в области перевалки массовых грузов», – подчеркнула губернатор Марина Ковтун.

Особый климат – особые условия

«Я поддерживаю эти предложения, - заявил Аркадий Тишков. – Установление особого режима хозяйствования в российской Арктике должно подразумевать не только традиционные льготы для тех, кто там работает. Необходимо вводить меры, которые бы стимулировали экономическое развитие и главное - диверсификацию региональных экономик».

Прежде всего речь идет о льготных тарифах на электроэнергию. Необходимо снизить также стоимость ледокольной проводки судов, что позволит активизировать использование Северного морского пути, и создать условия для воссоздания системы портов и портового хозяйства вдоль него, а также построить вдоль низовий арктических рек перевалочные пункты для осуществления не только сквозных перевозок, но и для локальных северных завозов.

«Все это вместе, при льготном налогообложении, при особых стимулирующих надбавках для тех, кто там работает, создание благоприятнейших условий для успешного функционирования не только нефтегазового комплекса, но и других, сопутствующих структур, позволит оперативно и достаточно малозатратно развивать арктические регионы», - уверен эксперт.

Энергетическая безопасность и кадровый вопрос

В ходе ПМЭФ делегация Мурманской области подписала несколько важных соглашений. Ключевым стал документ о сотрудничестве с компанией «Российские сети», стратегической целью которого является надёжное электроснабжение Мурманской области.

«Следующий шаг в нашем общем деле – консолидация электросетевого комплекса Мурманской области. Энергетика должна управляться из единого центра главным энергетиком, для нас это «Российские сети», - отметила губернатор Мурманской области.

Также заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве в области реализации кадрового потенциала между региональным правительством, Агентством стратегических инициатив и союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия».

«Участие в форуме – это уникальный шанс привлечь внимание потенциальных инвесторов к возможностям региона, укрепить их доверие к региональным властям, убедить в перспективах эффективного партнерства», – отметила губернатор региона Марина Ковтун.

Космические технологии для Арктики

Кольская опорная зона может стать основой для развития сразу нескольких важнейших направлений экономики. Главное, чтобы нашлись люди, готовые работать на благо страны в северных условиях.

«Моя мечта – чтобы арктические кластеры имели высокоширотные центры по типу лунных городков, под куполом, с переходами, где будет искусственный климат, где будет тепло и зимой и можно жить вполне комфортно, без комаров и ветра летом, где минимизируется встреча с дискомфортной природной средой», - рассказал Александр Тишков.

Строительство таких объектов вовсе не дело далекого будущего. По образу и подобию космических станций с замкнутой системой обеспечения во многом спроектированы некоторые военные городки и даже пограничная застава на Земле Франца-Иосифа. Возможно, в будущем, в арктических опорных зонах появится целая сеть таких городков для людей, живущих на севере. А строить их начнут, скорее всего, в Мурманской области. Ведь этому региону не впервые выступать пилотной площадкой для реализации проектов, важных для всей Арктики.

В Петербурге военкомы отправляли «мертвые души» на СВО
Реклама