140 мутаций позволили вирусу отличить редьку от репы
Любые вирусы имеют определенный круг потенциальных мишеней, которые они могут заражать. Но благодаря мутациям вирусы со временем иногда получают новые способности -- и новых жертв.
Японские ученые из Университета Саги занимались распространяемым тлями вирусом мозаики репы (TuMV), чтобы понять, как некоторым вирусам удается преодолеть межвидовой барьер и научиться заражать принципиально новых жертв. TuMV приобрел способность инфицировать не только репу (Brassica rapa), но и редьку (Raphanus sativus).
Как показал генетический анализ, вирусы TuMV в среднем приобретают 140 существенных мутаций, чтобы преодолеть межвидовой барьер. При этом многие мутации сконцентрировались в участках последовательности вируса (P3 и CI), кодирующих два вирусных белка, ответственных за нарушение защитных функций клеток растений.
Попадая в клетку, вирусы начинают самовоспроизводиться. TuMV -- это вирус, генетическая информация которого зашифрована в РНК. При копировании РНК-вирусов случайные ошибки возникают чаще, чем в случае с ДНК-вирусами, в результате чего мутации накапливаются быстрее. Часть из них оказываются выгодными, чтобы эффективнее проникать в клетки или быстрее размножаться, уже будучи внутри. Мутации могут изменять как серьезность инфекции в текущем хозяине, так и позволить вирусу обрести новые мишени.
Исследователи полагают, что именно в областях P3 и CI зашифрована информация, отвечающая за эффективность TuMV и его способность приспосабливаться к новым растениям.
По мнению автора исследования профессора Казусато Охшимы, его работа может быть полезной в долгосрочной перспективе. Во-первых, изучив особенности мутаций TuMV, можно понять, как сделать растения устойчивее к нему. Во-вторых, ученые хотят разобраться в том, как именно накапливаются мутации вирусов -- а это может быть полезно и в случае борьбы с вирусами животных. «Это даст нам понятие о том, как возникают пандемии и как лучше всего остановить их распространение», -- утверждает Охшима.
Результаты исследования вошли в мартовский номер Journal of General Virology.