Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:11
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Открыта связь между «полярной воронкой» и течениями Атлантики

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Ветра, дующие на высоте 15-30 километров, могут воздействовать на течения на глубине полутора километров.

Американские ученые из Университета Юты в Солт-Лейк-Сити смогли доказать, что периодические изменения скорости полярных ветров в стратосфере оказывают влияние на океанические течения и, тем самым, на климат Земли. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Ранее климатологи высказали предположение, что климат нашей планеты зависит не только от тропосферы, нижнего слоя атмосферы, но и от стратосферы, разреженной прослойки воздуха на высоте от 11 до 50 километров. Чтобы проверить эту гипотезу, авторы работы проанализировали данные метеорологических наблюдений за последние 30 лет.

Оказалось, что раз в два года стратосфера внезапно теплеет, так что при этом изменяется характер «полярной воронки», образованной кольцом сильных ветров на уровне 60-го градуса северной широты. В норме эти ветра дуют со скоростью 130 километров в час и движутся против часовой стрелки. Однако в периоды потеплений ветра становятся менее интенсивными и начинают дуть в противоположном направлении.

Исследователи смогли показать, что подобные изменения, занимающие в среднем 60 дней, влияют на режим работы атлантической меридиональной циркуляции, системы поверхностных теплых и глубинных холодных течений. Так, в 1980-е и 2000-е годы периодические ослабления «полярной воронки» снижали температуру воды в Атлантическом океане на 0,1 градуса, воздействуя на течения на глубине до 1,5 километров.

Результаты компьютерного моделирования (авторы статьи сопоставили 18 существующих климатических моделей) подтвердили выводы ученых. «Периодические изменения «полярной петли» создают возмущения на поверхности океана, которые передаются более глубоким его слоям, влияя тем самым на характер циркуляции», -- пояснил Томас Райшлер, руководитель исследования.

Реклама