28 марта ‘24, Четверг

Стало известно, почему здоровый образ жизни не спасает от рака

Американские ученые показали, что в двух третях случаев рак возникает из-за случайных ошибок при клеточных делениях. От их возникновения не может застраховать ни здоровый образ жизни, ни хорошая наследственность.

К такому выводу пришли специалисты из университета Джона Хопкинса, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Science.

Как известно, рак может возникать из-за неблагоприятных воздействий внешней среды, например, при контакте с табачным дымом. Однако нередки случаи, когда им заболевают люди, в роду которых никто не сталкивался с раком, а сами они вели здоровый образ жизни, не курили и исключали из своей диеты канцерогены.

Считается, что в этих случаях мутации, ведущие к возникновению злокачественных опухолей, возникают спонтанно в ходе клеточных делений. В нашем организме клетки постоянно делятся, при этом происходит копирование ДНК, но иногда здесь случаются сбои. Не так-то просто переписать без ошибок многотомную книгу, которой по сути является человеческий геном. Авторы статьи решили выяснить, как часто такие ошибки становятся причиной рака.

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые проанализировали статистику по 17 основным видам рака, собранную в 69 странах. Для этого они разработали особую математическую модель, построенную на предположении, что для развития рака требуется наличие как минимум двух неблагоприятных мутаций.

Выяснилось, что при возникновении разных типов онкологии роль случайных поломок при делении клеток неодинакова. Например, из-за них рак поджелудочной железы развивается в 77% случаев, еще в 18% случаев все дело в воздействии внешней среды, а остальные 5% пациентов могут «благодарить» свою наследственность.

Напротив, рак легких в 65% случаев развивается из-за внешних факторах, таких как курение, в 35% случаев – из-за поломок при делениях клеток, а наследственность здесь роли не играет вообще. Если же говорить о всех типах рака в целом, то на неудачные клеточные деления можно списать 66% случаев онкологии, еще 29% связаны с образом жизни и влиянием среды, и оставшиеся 5% - с наследственностью.

«Мы должны поощрять людей вести здоровый образ жизни, но даже в этом случае рак всё равно будет возникать из-за случайных ошибок при копировании ДНК, поэтому надо создавать новые методы ранней диагностики, чтобы обнаруживать рак на той стадии, когда он еще излечим», -- пояснил Берт Вогельстейн, соавтор статьи.

ЦБ предупредил о новой схеме мошенников, маскирующихся под «налоговиков»