Младенцы начинают мысленно разговаривать уже в 11 месяцев
Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Вашингтонского университета, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Усвоение детьми речевых навыков, несмотря на важность этого процесса, до сих пор остается плохо изученным с точки зрения нейрофизиологии. Чтобы понять, что же происходит в мозгу у младенцев перед тем, как они начинают говорить, авторы статьи провели эксперимент с 57 американскими грудничками двух возрастных групп - 7-месячными и 11-12 месячными.
В ходе опытов младенцам давали прослушать аудиозапись с отдельными слогами родной для них английской речи и со слогами, типичными для испанского языка. В это время с помощью безопасного сканера ученые записывали магнитоэнцефалограмму их мозга. По ней физиологи отслеживали, как у младенцев активируется височная верхняя извилина, ответственная за восприятие речи, а также центр Брока и мозжечок, которые отвечают за моторную организацию речи (выговаривание слов).
Выяснилось, что мозговая активность 7-месячных младенцев была одной и той же вне зависимости от того, звуки какого языка они слушали. У более же старших детей при прослушивании родной речи сильнее активизировались участки мозга, ответственные за распознавание аудиосигналов, а при прослушивании звуков незнакомого языка сильнее включались зоны мозга, связанные с моторной стороной речи.
Похожая картина наблюдается и у взрослых людей - когда мы сталкиваемся с необычно звучащими словами, наш мозг сразу же начинает «просчитывать», какие движения рта необходимы для их произнесения. По мнению ученых, открытие доказывает - моторные зоны мозга младенцев активно «репетируют» произнесение слов еще до того, как они делают первые попытки произнести их вслух.