Еще пять лет назад новоиспеченный губернатор Николай Цуканов заявил, что Калининградская область по-прежнему ходит «по-большому» в Балтийское море» и на стратегию развития региона ему понадобится 400 млрд руб.
Средства должны были пойти на превращение области в «настоящую Европу» и на «…..на полное инфраструктурное обновление, строительство новых дорог, сетей, в том числе канализационных — объяснил Цуканов.
За прошедшее время в Калининграде есть перемены к лучшему в строительстве дорог, остальные обещания остались обещаниями. Самыми провальными оказались планы создания очистной инфраструктуры: из 16 запланированных сооружений власти сумели запустить всего пять, которые, к слову, либо функционирует крайне слабо, либо вообще ничего не очищают.
До 2006 года Калининградская область довольствовалась очистными сооружениями, оставшимися с довоенных или советских времен (станция очистки сточных вод «Советская», например, была построена в 1928 году). Состояние инфраструктуры было настолько плачевным, что над регионом сжалился не только Федеральный центр, но и Евросоюз.
В 2006 году губернатор области Георгий Боос (уже бывший) подписал с ЕС меморандум о реализации проекта «Водоочистка в Калининградской области». Речь шла о софинансировании очистных сооружений. Первый (и, увы, последний) совместный проект стоимостью 6,5 млн евро (3,5 млн евро — деньги ЕС) было решено реализовывать в городе Гусеве.
Почему именно Гусев? Все просто: на тот момент главой Гусевского района был предприимчивый Николай Цуканов. Забегая вперед, отметим, что гусевские очистные сооружения являются региональным рекордсменом по уровню экологического ущерба.
Областной антикоррупционный центр «Трансперенси Интернешнл — Россия» после многочисленных обращений граждан и муниципальных депутатов решил провести собственное расследование в рамках проекта ScoopRussia. Были взяты пробы воды для сравнения с показателями очистки, заложенными в проектной документации.
Проверка показала: в четырех из пяти очистных объектов области допустимая норма превышена в сотни и даже тысячи раз по восьми основным показателям, а именно: по наличию в воде нефтепродуктов, аммиака, фосфора, азота и других вредных веществ.
Как оказалось, только один объект, расположенный в Советске, не наносит ущерба природе и работает без нарушений.
На основе полученных данных НП «Профессиональная экологическая организация 5 июня» по методике Росприроднадзора рассчитала приблизительный экологический ущерб, который наносят водоемам очистные сооружения Калининградской области. Оказалось, ущерб составляет полмиллиарда рублей ежедневно. Наибольшее количество нарушений было выявлено у гусевских очистных сооружений. А теперь внимание: их строила не российская компания, а европейская фирма SMELT из Словении.
«Весьма странным выглядит то, как Николай Цуканов и вице-премьер области Александр Богданов принимали у SMELT построенный объект», — рассказали «Новой газете» в региональном отделении «Трансперенси Интернешнл». Как правило, выполненные работы оплачиваются только после проверки соответствия построенного объекта техническому заданию и проектным характеристикам. Однако Цуканов и Богданов почему-то решили принять у подрядчика «кота в мешке». Из имеющихся у нас копий рабочей документации следует, что технология очистки стоков отрабатывалась не с подрядчиком, а в рабочем режиме специалистами муниципального ОАО «Гусев-КОС», подконтрольного Цуканову и Богданову». Но, подчеркнули эксперты антикоррупционного центра, претензии поздно предъявлять — для компании SMELT это был последний проект в России. После строительства объекта в Гусеве словенцы «испарились», закрыв свое представительство в Москве, а потом и в самой Словении.
Словенская фирма, ныне не существующая, построила в Гусеве очистные сооружения за 6,5 млн евро. Эти сооружения сейчас наносят рекордный экологический ущерб водоемам региона.
Но на этом чудеса не заканчиваются. В 2014 году, всего через 2 года после ввода в эксплуатацию гусевских очистных, реконструкция объекта была включена в Федеральную целевую программу развития области. Для этого Николай Цуканов выпросил у федерального центра еще 421 млн рублей. Таким образом, итоговая стоимость гусевских очистных сооружений приближается к одному миллиарду. И возникает простой вопрос: зачем недавно введенному в эксплуатацию объекту понадобился блок доочистки? На этот вопрос предстоит ответить региональной прокуратуре, куда «Трансперенси Интернешнл» направила официальное заявление по результатам своего расследования.