Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области заподозрило российские авиакомпании «Аэрофлот», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии» в картельном сговоре, якобы авиакомпании завышают цены на авиабилеты. Чтобы подтвердить свои подозрения, антимонопольщики организовали на своем сайте опрос пассажиров. Неужели Челябинское УФАС решило переквалифицироваться в социологическую службу, недоумевают эксперты.
Дело в том, что руководитель ФАС Игорь Артемьев не так давно заявил, что ожидаемого снижения цен, благодаря вводу новых систем бронирования не произошло. Цена, как сообщил Артемьев, поддерживается на прежнем уровне. «Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система, а мы должны сделать свою — и сделать лучше», — заявил Артемьев.
Вероятно, именно для того, чтобы определить «нормальную цену» Челябинский ФАС и решил провести свой «креативный опрос». «Авиакомпании подозреваются антимонопольным органом в повышении и поддержании цены на услуги регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Челябинск-Москва», «Москва-Челябинск», - говорится на официальном сайте УФАС 76 региона. - В рамках рассмотрения данного дела Челябинское УФАС России проводит опрос граждан с целью изучения состояния конкуренции на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по указанным маршрутам».
Предлагаемая пассажирам к заполнению анкета выглядит довольно своеобразно. Наряду со стандартными вопросами о частоте полетов и способах приобретения билетов, антимонопольщиков интересует и мнение пассажиров об идеальной стоимости билетов. «Какая цена на авиабилеты (тариф эконом-класса), по Вашему мнению, приемлема (экономически обоснована)?» - спрашивают они у посетителей сайта. Такой же вопрос задается и относительно тарифов бизнес-класса.
Очевидно, что в условиях нынешней экономики, ответ на такой вопрос вполне ожидаем: билеты должны стоить как можно меньше, а лучше, чтобы авиакомпании возили всех даром да еще и приплачивали сверху. Учитывая довольно сложную ситуацию в Челябинской области (там только что сняли губернатора, а региональные предприятия проводят масштабные сокращения), сомневаться в обилии именно таких ответов не приходится.
«ФАС просто не понимает тарифной политики авиакомпании. Они уверены, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты. При этом ФАС не утруждает себя разбираться в экономики авиакомпаний», - говорит заместитель генерального директора инвесткомпании "Регион" Анатолий Ходоровский.
Экспертам совершенно не понятно, зачем вообще было устраивать опрос пассажиров, по умолчанию далеких от вопросов ценообразования в авиации. Но, как оказалось, это чуть ли не «фирменная фишка» этого ведомства. «Это уже не первый случай когда ФАС таким образом трактует цены на билет. Было такое же дело в Ростове, - вспоминает Ходоровкий. - Но все это свидетельствует о том, что в регулятивных органах не выработано серьезного подхода к авиации, как к отрасли. Он (ФАС – прим. Ред.) смотрит на цену билета как на показатель. А это неверно. У авиакомпаний есть экономика, которая диктует вместе со спросом тот или иной тариф на том или ином направлении. Это зависит от очень многих факторов – от используемой техники, от потенциального пассажира и множества других факторов. Но ФАС в это вникать почему-то не хочет. Он смотрит на конечный тариф и ратует за его снижение. Но это популизм. Ведь, если цена будет экономически необоснованной, то в перспективе это может привести к фактическому банкротству авиакомпаний».
Как оказалось, Челябинскому УФАС не впервой выступать со странными инициативами. Летом прошлого года, например, антимонопольщики уже проводили опрос, посвященный упаковке шашлыков, а незадолго до этого интересовались мнением жителей относительно рекламы стоматологической клиники с использованием образа чернокожего младенца. Возможно, они вообразили себя социологами, собирающими непрофессиональные мнения по самому широкому кругу вопросов? Вряд ли это поможет развиваться уральскому бизнесу, но, похоже, это совершенно не беспокоит антимонопольщиков, занятых столь интересным, хотя и бессмысленным в данных обстоятельствах делом, как соцопросы.
«Ясно, что ни о каком сговоре тут речи не идет. У этих компаний (Аэрофлот», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии – прим. Ред ) разные политики, разные цели, разные аэропорта базирования - у них все разное. – резюмирует заместитель генерального директора инвесткомпании "Регион" Анатолий Ходоровский. - К тому же ФАС не учитывает, что 80% перевозок в нашей стране приходятся на 5 компаний. И из этой пятерки, как минимум две находится на запредельном уровне долговой нагрузки и в достаточно тяжелом финансовом положении. А вот если все это учесть, то ни о каком сговоре быть не может. Эти компании всего лишь живут в соответствии со своими экономическими принципами».
Очевидно, что вместо создания условий для развития экономики, ФАС и его региональные отделения, заняты бессмысленной имитацией деятельности. И тут – если уж и обвинять кого-то в сговоре, то явно не авиаперевозчиков.