В преддверии крупнейшей сделки в истории российского железнодорожного рынка – продажи Первой грузовой компании (ПГК) – один из главных претендентов Геннадий Тимченко избавляется от давних партнеров по этому бизнесу.
Он намерен выкупить у группы «Н-Транс» 33% в совместной операторской компании «Трансойл», которая подала заявку на ПГК. Взамен владельцы компании «Н-Транс» могут получить до 330 млн долларов и 10% в «Балттранссервисе» (уже подконтролен «Н-Транс»). Сама «Н-Транс» уже выбыла из борьбы за ПГК. Если «Трансойл» победит в аукционе, бывшие партнеры станут прямыми конкурентами.
Геннадий Тимченко хочет приобрести у группы «Н-Транс» ее долю в железнодорожной компании «Трансойл», рассказали два источника «Коммерсанта» на рынке. По их словам, компании начали готовить сделку, но у них остаются «вопросы друг к другу», в том числе по структуре сделки.
Источник издания говорит, что Геннадий Тимченко хочет консолидировать 100% акций «Трансойла» в преддверии самого громкого аукциона в истории российского железнодорожного рынка – по продаже 75% акций Первой грузовой компании, принадлежащей ОАО РЖД. ПГК – крупнейший в стране оператор подвижного состава, и его покупатель станет абсолютным лидером рынка.
Подконтрольная группе «Н-Транс» Globaltrans, считающаяся крупнейшей в России частной железнодорожной компанией (63,8 млн тонн в 2010 году), также претендовала на ПГК. Однако на прошлой неделе Globaltrans официально отказалась от участия в аукционе, сославшись на плохую ситуацию на финансовых. Однако собеседники газеты в отрасли полагают, что за этим решением могли стоять не только экономические причины, но и политическое давление.
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» добавляет, что в случае победы в аукционе «Трансойл» выйдет на новые для себя рынки железнодорожных перевозок и станет прямым конкурентом Globaltrans. В то же время существенных изменений на рынке аналитик не ждет, потому что клиентская база операторов уже сложилась и остается достаточно стабильной.
Только бизнес и ничего личного
Основным бизнесом Тимченко является нефтетрейдер Gunvor, через который идет почти треть морского экспорта российской нефти.
Российские СМИ сообщали ранее, что младший сын президента РЖД Владимира Якунина работает в российском представительстве компании Gunvor. По данным газеты «Ведомости», в структуре нефтетрейдера Виктор Якунин трудится с середины 2000-х годов.
По словам источника издания, Владимир Якунин и совладелец Gunvor Геннадий Тимченко знакомы с начала 90-х годов, когда первый входил в состав совета директоров банка «Россия», а второй был совладельцем трейдера Киришского НПЗ «Кинэкс». Оба с тех пор также знакомы и дружны с премьер-министром России Владимиром Путиным, утверждают источники.
Сам Геннадий Тимченко дружбу с российским премьером отрицает, заявляя, что знакомы они лишь «шапочно» и иногда пересекались в клубе дзюдо.