Рост продаж жилья экономкласса стал одним из самых заметных изменений на рынке загородной недвижимости за последние пять лет: на этот сегмент приходится уже 82% спроса.
До кризиса 2008 года более 80% рынка загородной недвижимости составляли коттеджи и таунхаусы средних и высших ценовых сегментов. «Сегодня можно констатировать, что первая волна кризиса вызвала кардинальные изменения во всей структуре рынка в целом, и, начиная с первого квартала 2010 года, превалирование экономкласса стало реальностью», - говорится в отчете компании «Инком-Недвижимость».
К третьему кварталу 2013 года его доля в совокупном объеме продаж достигла первого исторического максимума в 78%. Затем полтора года этот показатель колебался на более низком уровне – в диапазоне 70-75%. «Можно предположить, что это было связано с появлением на рынке покупателей, которые в предчувствии новой волны кризиса и возможного обесценивания накоплений решили не откладывать приобретение жилья комфорт- или бизнес-класса», - поясняют эксперты.
Во втором квартале 2015 года при относительно стабильном предложении доля экономкласса в спросе подскочила до 82%, что стало абсолютным рекордом. Связано это не столько с ростом количества сделок в нижнем ценовом сегменте, но и с сильным падением продаж в средних и высоких ценовых сегментах. Увеличение доли нижнего сегмента произошло, главным образом, за счет комфорт- и бизнес-классов, доли которых опустились до исторических минимумов в 13% и 3% соответственно.
«Под влиянием кризиса резко сократилась доля тех, кто покупает загородную недвижимость для сезонного проживания и в качестве «второго» жилья, а также почти полностью прекратились покупки с целью инвестирования. Стали преобладать покупки недвижимости для постоянного проживания», - отмечают аналитики.
В первой половине 2015 года доля квартир в малоэтажных загородных домах в совокупном объеме продаж немного выросла по сравнению с концом 2014-го и держится на уровне 29%. Доля таунхаусов «замерла» на уровне 2%, и предложение этого формата жилья сейчас превышает спрос.