Страховой медицинский форум «СОПОС ДМС 2025» прошел в конце января в Санкт-Петербурге. Участники форума сошлись во мнении, что отрасли нужна перезагрузка.
Рынок корпоративного ДМС: тенденции и перспективы
Организаторы форума - "РБК СПБ", "СОПОС", "Ассоциация частных клиник СПБ" - в конце января собрали за круглым столом работодателей, представителей страховых компаний и лечебных учреждений для обсуждения итогов 2024 года и наиболее актуальных вопросов:
- какие программы пользуются спросом;
- как реализовать персональный подход в ДМС;
- как сдержать рост цен и сохранить качество медицинских услуг;
- что изменит цифровизация во взаимодействии между страховыми компаниями и клиниками.
Сегодня сохраняется тенденция приобретения ДМС работодателями, и, похоже, в ближайшем будущем альтернативы этому механизму финансирования здоровьесбережения сотрудников у крупных компаний нет. Именно так в условиях дефицита кадров они увеличивают привлекательность вакансий. Анна Миронова, директор по развитию и цифровой трансформации клиник СМТ, считает, что рынок корпоративного ДМС в ближайшие три года продолжит расти и приводит убедительные цифры в обоснование этого тренда (подробнее - на сайте мероприятия).
Но работодатели рассчитывают на определённые изменения в подходах.
Во-первых, им необходима корректировка программ с учётом специфики труда и наличия профессиональных вредностей.
Во-вторых, бюджеты на ДМС различаются у предприятий малого, среднего бизнеса и крупных корпораций. Персонализированный подход поможет
сбалансировать спрос и ценообразование, полагают представители клиник.
Бесценные услуги
Непростой задачей остается оптимизация цен на ДМС-программы на фоне роста себестоимости, связанного с удорожанием расходных материалов и медицинской техники. Кроме того, на ценообразование влияет расширение ассортимента медицинских услуг, включенных в ДМС.
Владимир Яковлев из компании «СберСтрахование» считает уместным введение франшизы, при которой расходы в клинике частично оплачиваются сотрудником. По его мнению, такой подход будет формировать у пациентов более осознанное отношение к тратам на обследование и лечение, а также повышать приверженность выстроенной врачом траектории заботы о здоровье.
К примеру, массаж и физиотерапия сейчас пользуются спросом у сотрудников, а потому большинство работодателей настаивают на обязательном включении этих услуг в программы ДМС. Однако в рекомендациях доказательной медицины такие процедуры нередко не считаются необходимыми. Медицинским клиникам важно в первую очередь учитывать диагностическую ценность обследований и необходимость лечебных мероприятий в конкретной клинической ситуации. Франшиза могла бы стать компромиссом при оплате таких «необязательных» медицинских услуг. Но работодатели считают затруднительным введение этого механизма на практике.
Тренд сезона - «чекапы»
Еще одна тенденция 2024 года — увеличение спроса на программы «чекап». Это комплекс обследований, аналогичный диспансеризации или профосмотру. Компании также интересуют варианты чекапов с учётом возраста сотрудников и наличия профессиональных особенностей труда на производстве.
Цифровизация ДМС: новые возможности
Одной из ключевых тем форума стала цифровизация бизнес-процессов внутри компаний и во взаимодействии между клиниками и страховыми организациями.
«ДМС – это сервис по маршрутизации застрахованных в клиники для получения услуг согласно программе страхования с последующей оплатой счетов клиник в рамках заключенных со страховыми компаниями договоров», - говорит Юрий Волков, генеральный директор ООО «СОПОС».
Участники мероприятия обсудили и то, как проходят согласования назначений врача между клиникой и страховыми компаниями. Это напрямую влияет на скорость принятия решений и, как следствие, на качество медицинских услуг. Сегодня большинство согласований происходит по телефону, что замедляет процесс.
Переход на «цифровой формат» поможет:
- ускорить и стандартизировать процесс согласования;
- сократить расходы;
- повысить удобство для пациентов.
«Цифровой» комфорт действительно важен для пациентов. Они ждут удобных цифровых решений, таких как:
- онлайн-запись к врачу;
- доступ к личной медицинской карте (анализы, назначения, расходы по ДМС);
- телемедицинские консультации.
Однако пока далеко не всем клиникам доступен полный перечень удобных сервисов, которые помогают врачу и пациенту добиваться лучших результатов.
Трансформация неизбежна
На форуме эксперты обменялись мнениями и предложениями по совместной работе. Добровольное медицинское страхование по-прежнему пользуется спросом у работодателей, но объективные обстоятельства — влияние государства на отрасль, изменение потребительских предпочтений, удорожание медицинских услуг и расходных материалов — делают неизбежной трансформацию многих процессов.
От усилий участников этого сегмента рынка сегодня напрямую зависят не только экономические результаты работы отрасли и повышение эффективности использования человеческого ресурса в экономике, но и достижение целевых показателей нового нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь». В нём чётко обозначены цели по снижению уровня инвалидизации и смертности, а также увеличению средней продолжительности жизни.