Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:28
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Все продукты в одной корзине

Опубликовано
Текст:

Кто есть кто на рынке финансовых маркетплейсов.

В июле 2020 года президент России Владимир Путин подписал сразу два закона о финансовых маркетплейсах. Они открывают новые возможности для развития агрегаторов финансовых услуг. Какие финансовые супермаркеты существуют на рынке сейчас и что изменится в этом сегменте?

Финансовый онлайн-шопинг

Маркетплейсы собирают на одной площадке банковские, страховые и инвестиционные продукты. Таким образом можно выбрать, сравнить и купить страховку, взять кредит, оформить вклад или приобрести инвестиционный продукт. И все это происходит дистанционно, что особенно важно в нынешней ситуации, когда пандемия коронавируса многих ограничила в передвижениях. Банк России сообщил об увеличении в прошлом году количества безналичных платежей в совокупном обороте розничной торговли до 64,7 процента, это на девять процентов больше, чем годом ранее. А в июне 2020 года по сравнению с февралем доля безналичных платежей удвоилась.

Маркетплейсы, электронные сумермаркеты существуют уже не один год, причем в разных сферах. Сейчас регулятор просто решил взять их под свою опеку, чтобы гарантировать клиентам безопасность совершаемых операций. Интересно, что в маркетплейс ЦБ уже войдет несколько готовых финансовых супермаркетов, в частности, Банки.ру, принадлежащий Филиппу Ильину-Адаеву с партнерами, и Сравни.ру, аффилированный со структурами Олега Тинькова. Как будет выглядеть финальная конфигурация, пока не известно, однако по отзывам специалистов уже понятно, что государственный маркетплейс имеет амбициозную цель стать самым крупным игроком.

В рамках маркетплейса ЦБ финансовые сделки будут проходить через операторов. Московская биржа займется универсальной платформой по вкладам, кредитам, ценным бумагам, продуктам управляющих и страховых компаний, ПИФы отданы в ведение специализированного депозитария «Инфинитум», «ВТБ Регистратор» отвечает за облигации, а «Дом.Ру» - за ипотечное кредитование. Полноценно запустить маркетплейс предполагается к октябрю.

Сейчас уже к маркетплейсу Банка России присоединились более двадцати банков, в том числе Газпромбанк, Росбанк и Уралсиб.

Персональные данные клиентов будут храниться не у компаний-агрегаторов, а у продавцов продукта или услуги, а также у оператора платформы.

Чтобы свести риски мошенничества к минимуму, будет введена двухуровневая идентификация. Планировалось даже подключить к процессу идентификации Единую биометрическую систему (ЕБС). Обычно в подобной системе для допуска к информации используют такие идентификаторы, как фото лица, отпечатки пальцев, звук голоса, сканирование радужной оболочки глаза и рисунка вен ладони. Но пока от биометрии учредители решили воздержаться из-за недостаточной проработки вопроса.

Всю информацию о собственных сделках, в том числе выписку из реестра, клиент сможет получить через портал Госуслуг.

Давайте присмотримся к главным игрокам на этом поле, которые работают уже не один год и кого в первую очередь затронет появление государственного маркетплейса.

Мы делили апельсин

Один из старейших финансовых супермаркетов - Банки.ру - основан в 2005 году. Акционеры — бизнесмен Филипп Ильин-Адаев и его брат Кирилл, Елена Ищеева, инвестиционный фонд Russia Partners (имеет российские корни). Елена Ищеева - известная в прошлом телеведущая, если взглянуть на ее фото, телезрители могут без труда узнать ее лицо. По сообщению «Википедии», самым ярким моментом ее телевизионной биографии стал тот факт, что с 2001 по 2004 год она вела на НТВ программу «Принцип домино» вместе с Еленой Ханга. Ежегодный оборот Банки.ру – 1-1,5 млрд рублей. Финансовый супермаркет имеет собственную редакцию, является крупнейшим независимым финансовым порталом Рунета. Генеральный директор – Динара Юнусова.

В конце минувшего года произошел жесткий конфликт учредителя Банки.ру Филиппа Олеговича Ильина-Адаева и его жены Елены Вячеславовны Ищеевой с одной стороны и американо-российскими акционерами – с другой. По версии Ильина-Адаева американцы, когда-то купившие за $6 млн долю финансового супермаркета у инвестиционной компании «ФИНАМ», попытались «отжать» бизнес, причем топ-менеджмент компании встал на сторону «американцев». Но дело закончилось полюбовно: редакция портала, одного из самых влиятельных финансовых СМИ, перешла в другое юрлицо и продолжила работать. Идут разговоры, что Ильины-Адаевы и Ищеева больше не хозяева в Банки.Ру и продали свою долю, однако информация так и осталась на уровне слухов – никаких подтверждений сделки и даже имени потенциального нового собственника или названия заинтересованной в приобретении фирмы так и не появилось в информационном пространстве.

В супермаркете представлена большая часть банковских продуктов – вклады, кредиты, микрозаймы, дебетовые и кредитные карты, есть сервисы подбора банковских продуктов, в частности, «Мастер подбора кредитов», который подскажет, где наибольшая вероятность одобрения заявки клиента, и с его согласия даже отправит документы в выбранный банк. Есть и отзывы клиентов обо всех банках.

В 2015 году к банковским услугам в финансовом супермаркете были добавлены различные виды страхования (каско, осаго, туристическое страхование), в 2016 году – инвестиционные (покупка акций, паев ПИФов, открытие индивидуального инвестиционного счета).

Основной конкурент – Сравни.ру, генеральным директором которого по информации «Википедии» является Сергей Леонидов. Маркетплейс аффилирован с одним из самых известных «королей» банковского дела, бизнесменом Олегом Юрьевичем Тиньковым, появился значительно позже и сделан по образу и подобию Банки.ру – с примерно тем же перечнем продуктов и коллекцией отзывов клиентов о банках. Также имеет собственную редакцию и позиционируется как СМИ. Хозяин «Тинькофф банка», в отличие от многих коллег, не чурается известности, его фото довольно часто появляются в СМИ, да и в рекламе бизнесов он использует собственные фотографии. Биография бывшего председателя совета директоров Тинькофф банка богата на разного рода эксперименты в бизнесе: он основал сеть магазинов «Техношок», запустил под брендом «Дарья» производство замороженных пролуфабрикатов, затем занялся пивом под брендом «Тинькофф» - он является собственником торговой марки). Известно, что Тиньков был дружен с Ильиным-Адаевым до создания Сравни.ру и активно критиковал Филиппа за идею с финансовым супермаркетом, а затем посмотрел на успехи Банки.ру и создал его дубль, в связи с чем Филипп слегка обиделся.

От туризма к коронавирусу

В России растет популярность именно страховых агрегаторов. Например, уже 92% клиентов, самостоятельно выезжающих за границу, особенно в визовые страны, покупают полис страхования в электронном виде, и порядка 35% делают это на агрегаторах. Чуть ли не половина страховок ОСАГО также продается онлайн.

Агрегатор электронных страховых услуг Cherehapa Страхование работает на рынке с 2012 года. Учредителями являются Максим Пичугин (95% уставного капитала), он же генеральный директор компании, Алексей Алексеев (3%) и ЗАО «Центр исследований и внедрения инновационных технологий управления организациями «Оптима проект (2%).

Изначально специализировался на туристическом электронном страховании.

Еще в начале года рост продаж составлял 35% к прошлому году, но из-за пандемии и закрытия границ выручка сильно сократилась. Сейчас 38% продаж приходится на туристическое страхование по России.

Сейчас у Cherehapa можно не только оформить туристическое страхование, но и сравнить полисы по электронному ОСАГО, а также ипотечному страхованию. В марте 2020 года был запущен продукт по страхованию от коронавирусной инфекции. Запуск проекта позволил частично нивелировать потери выручки от сокращения туристического страхования.

Кому принадлежит Strahovka.ru

Strahovka.ru (Страховка.ру) существует на рынке с 2018 года. Ею владеет «лотерейный король» Армен Саркисян. К президенту Армении Армену Саркисяну российский предприниматель не имеет ни малейшего отношения, они просто однофамильцы. Саркисян Армен Меружанович также был основателем и президентом группы компаний «Гослото» и является владельцем оператора гослотерей (бренд«Столото»). Под этим брендом распространяются все российские лотереи, в том числе и популярнейшее «Русское лото» - вариант игры в лото.

Ответ на вопрос, кому принадлежит лотерея «Русское лото», можно найти в «Википедии» - организатором выступает российский Минспорт, оператором - Акционерное общество «ГСЛ».

Именно государство в свое время выступило инициатором передела отечественного рынка лотерей.

Розыгрыши лотерей всегда были одним из любимых развлечений, совмещающих прилив адреналина и извечную надежду на чудо – точнее говоря, на крупный выигрыш. Их проводили в прямом эфире на ТВ, трансляции шли из телевизионных студий в Москве, результаты публиковались в изданиях и их с нетерпением ждали участники. Неудивительно, что столь прибыльная область привлекала не самых добросовестных предпринимателей. Существовала опасность, что под видом лотереи будут процветать азартные игры.

Закон о запрете деятельности частных операторов лотерей приняли в 2014 году. На рынке осталось лишь около двух десятков тиражных и бестиражных государственных лотерей. Минфин и Минспорт, ставшие организаторами лотерей, выбрали операторов на конкурсной основе – это «Спортлото» и «Государственные спортивные лотереи».

«Спортлото» процветало еще в Советском Союзе. АО «Государственные спортивные лотереи» «моложе», оно создано в 2012 году. Распространение лотерейных билетов осталось за Торговым домом «Столото», владелец – бизнесмен Армен Саркисян. Фигура не публичная, редко появляются в прессе.

Хотя он и заслужил звание короля отрасли, очевидно, что лотерейный бизнес – не так прост. Параллельно основатель и владелец Столото Армен Саркисян развивал собственными усилиями IT-бизнес и преуспел – он создал многопрофильный холдинг с упором на цифровые технологии. Холдинг Армена Меружановича Саркисяна S8 Capital обладает уникальными для российского IT-рынка компетенциями, которые используются в различных сферах. Сегодня в него входят активы в ритейле, электронной коммерции, финансовом, телекоммуникационном секторах, электронной коммерции, цифровых медиа. В основе всех бизнесов — высокотехнологичные продукты и сервисы, основанные на работе с Big Data (большими данными). На созданной специалистами холдинга технологической платформе можно развивать другие проекты, чем компания и занимается (в частности, одно из направлений развития – создание сервиса аренды и лизинга авто для физических лиц).

Армен Саркисян также владеет порталом Sport24, одним из крупнейших специализированных интернет-изданий в области спорта.

В 2018 году основатель и собственник S8 Capital Армен Меружанович Саркисян купил у Rambler Group один из старейших проектов в рунете — маркетплейс Price.ru. Сделка оценивалась в $12 млн. Почти одновременно с этим был запущен и страховой агрегатор Армена Саркисяна Strahovka.ru, позволяющий подобрать и приобрести онлайн полисы путешествующих, ОСАГО, страховку от несчастных случаев и полисы страхования имущества. На данной платформе реализован полный цикл продаж для физических лиц, а также реализованы white-label-решения банков-партнеров. По каждому продукту налажена прямая быстрая интеграция со страховой компанией, так что клиент получает полис, что называется, из первых рук.

В 2020 году запущен новый продукт по страхованию от коронавируса, до конца года планируется добавить на сайт еще 5 видов онлайн-продуктов (телемедицина, дмс, каско, ипотечное страхование и страхование банковских карт), после чего предлагаемая линейка будет самой широкой среди всех страховых агрегаторов. Компания планирует стать безоговорочным лидером в сегменте b2c.

В 2020 году хозяину Спортлото Саркисяну страховой бизнес должен принести весомую прибыль. В период пандемии коронавируса и более чем двухмесячной самоизоляции страховой бизнес бурно рос, как и многие удачно скроенные онлайн-бизнесы: за первые 6 месяцев года продажи страховок онлайн выросли в 4,4 раза, а полисов ОСАГО – в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, по данным самого агрегатора страховых продуктов Страховка ру. За первое полугодие услугами маркетплейса воспользовались 500 тысяч клиентов. В партнерах у проекта - 14 крупных страховых компаний, в том числе лидеры рынка:

  • «АльфаСтрахование»
  • «Ингосстрах»
  • «Росгосстах»
  • «Тинькофф страхование»
  • «Согласие»
  • «Ренессанс Страхование»
  • Мафин
  • МАКС
  • Совкомбанк-Страхование
  • Арсеналъ
  • АкБарс
  • ВСК
  • Зетта-Страхование
  • Ресо

Нынешняя реальность с ее новыми правилами жизни и организации бизнеса, по мнению большинства экспертов, будет способствовать развитию сервисов, которыми можно воспользоваться удаленно и бесконтактно, так что маркетплейсы разного рода ждет очередной подъем.

Один удар «Орешника» по Украине не вразумит Запад – Симоньян
Реклама