Акционеры Toyota подали в суд на руководство компании. Они обвиняют автопроизводителя в сокрытии информации о технических проблемах в автомобилях, повлекших за собой падение стоимости акций. Ранее в американские суды уже были поданы несколько исков от пострадавших в результате ДТП и от автовладельцев, чьи машины из-за производственных неполадок резко подешевели.
Акционеры Toyota, рассерженные внезапным понижением курса акций японского автомобилестроителя, подали в суд на руководство компании, сообщает Associated Press. Акционеры полагают, что руководство Toyota преднамеренно вводило в заблуждение инвесторов и общественность относительно масштабов технических неполадок в миллионах машин.
К настоящему времени в федеральный суд Калифорнии (там располагается штаб-квартира американского отделения Toyota) подано по меньшей мере три коллективных иска. В заявлениях акционеров говорится, что топ-менеджмент Toyota якобы предоставил держателям акций ложные сведения о том, что причиной внезапного ускорения машин стал коврик, блокирующий педаль газа в нажатом состоянии. Чтобы оправдаться, представители Toyota распространяли пресс-релизы и давали телеинтервью, уверяя, что проблемы с западающим акселератором – это просто ошибка водителя. Кроме того, говорится в исках, руководство Toyota, опасаясь обвала цен на акции, в течение последних десяти лет покрывало дефект электронной системы управления впрыском, из-за которого водители якобы иногда теряли контроль над автомобилем.
Один из истцов, акционер Гарри Стакхаус утверждает, что компания «ввела в заблуждение инвесторов, не раскрыв причины самопроизвольного ускорения автомобилей Toyota». Все инвесторы, подавшие иск, утверждают, что они купили акции компании не для того, чтобы после воспользоваться скандалом и подать на компанию в суд.
История падения
5 октября прошлого года в США акции Toyota выросли до $75 за акцию. Следующий скачок произошел 21 января, когда компания опубликовала пресс-релиз относительно быстрого устранения проблемы с педалью газа – тогда стоимость акции выросла до $90. В начале марта этого года курс акций упал на 16%. В минувший четверг торги на Нью-йоркской фондовой бирже закрылись ценой $79,34 за акцию, принеся компании убытки в размере $135,87 млн. На фондовой бирже Токио с 21 января акции Toyota также потеряли почти 17%, в результате чего капитализация компании снизилась на $25,1 млрд. «Снижение цен на ценные бумаги Toyota привело к серьезным финансовым потерям инвесторов, купивших акции», -- сказал Стакхаус, купивший в конце 2009 года 40 акций.
«Вину Toyota трудно доказать»
Чтобы возместить убытки, инвесторы должны доказать, что Toyota намеренно ввела их в заблуждение, утверждает профессор права университета Дюка Джеймс Кокс. Среди прочего инвесторы должны будут предоставить доказательства, что руководство Toyota было обязано сообщить правдивую информацию. «Факт сокрытия информации не всегда противозаконен. Вы должны сообщать информацию, только если подписались под соответствующими обязательствами», -- добавил Кокс. К примеру, недавно компания Ford, желая привлечь инвесторов, сделала заявление о полной безопасности своих спортивных машин. После ряда аварий, вызванных самопроизвольным нажатием педалей, инвесторы подали в суд. Однако суд оправдал руководство компании, которая, по мнению суда, на момент заявления не могла точно предвидеть его последствия. «Компании не обязаны обнародовать предсказания, которые не являются бесспорными», -- заявил по этому поводу американский окружной судья Детройта Артур Тарноу. Однако некоторые компании все же выплатили огромные суммы инвесторам, подавшим в суд. К примеру, в 2008 году банки и бухгалтерские фирмы были вынуждены выплатить $7 млрд полутора миллионам акционеров корпорации Enron после раскрытия мошенничества. Оказалось, что эти финансовые компании искусственно поддерживали курсы акций Enron. Однако Кокс сказал, что инвесторы Toyota вряд ли смогут победить в суде. По его мнению, подавшим групповой иск победить всегда трудно, поскольку в 1995 году конгресс затруднил доступ истцов к документации компании, содержащей доказательства мошенничества. «Инвесторы должны будут доказать тот факт, что руководство действовало преднамеренно, игнорируя проблемы безопасности автомобилей», -- добавил Кокс.
Иски от клиентов
Иски акционеров -- только часть лавины судебных исков против Toyota Motor. Ранее в американские суды были поданы иски пострадавших в результате ДТП и семей погибших, а также владельцев автомобилей Toyota, собирающихся продать автомобиль, но обнаруживших, что его цена значительно упала. Последние требуют в общей сложности приблизительно $3 млрд, утверждая, что именно столько составили их убытки. Если судебные иски будут признаны справедливыми, Toyota потеряет сотни миллионов, а то и миллиарды долларов.