Арбитражный суд Москвы отклонил иск ОАО РЖД о признании недействительным запрета Госжелдорнадзора на эксплуатацию вагонов типа 6141-92 в «Невском экспрессе». При крушении этого поезда в результате теракта в ноябре 2009 года большинство пассажиров погибли из-за ненадежного крепления кресел.
Арбитражный суд Москвы отклонил иск «Российских железных дорог» о признании недействительным предписания Госжелдорнадзора от 1 декабря 2009 года с запретом на эксплуатацию вагонов типа 6141-92, входивших в состав «Невского экспресса», сообщает РИА «Новости».
Госжелдорнадзор направил предписание на имя вице-президента РЖД Михаила Акулова, отвечающего в компании за перевозку пассажиров. Суд на стадии предварительного заседания привлек в качестве ответчика Федеральную службу по надзору в сфере транспорта -- Ространснадзор, поскольку Госжелдорнадзор, подразделение ведомства, не является юридическим лицом.
Представитель РЖД заявил ходатайство о рассмотрении дела в закрытом режиме, поскольку, по его словам, в материалах дела содержатся сведения, составляющие коммерческую тайну компании. Журналисты были вынуждены покинуть зал.
Кресла-убийцы
При расследовании причин крушения «Невского экспресса» в ноябре 2009 года стало известно, что причиной гибели многих пассажиров стали кресла. Как установили эксперты, поезд был укомплектован комфортабельными, но непрочными алюминиевыми креслами немецкого производства. При сходе состава с путей они сорвались с креплений и покалечили пассажиров.
В частности, замначальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Александр Романов отмечал, что «причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также трения о них; следов воздействия огня на исследованные трупы не обнаружено».
Аналогичные изделия российских производителей могли бы устоять, о чем свидетельствует предыдущая авария «Невского экспресса», и жертв не было бы так много.
Строгое предписание
В связи с этим Госжелдорнадзор предписал РЖД приостановить эксплуатацию вагонов модели 61-4192 в скоростном движении «до выяснения причин и принятия мер по усилению крепления пассажирских кресел». Он также предписал исключить случаи падения багажа с полок, а также провести соответствующие испытания. Компания оспорила предписание, подав заявление в арбитражный суд Москвы.
Что касается самих вагонов, в начале декабря 2009 года ОАО РЖД сообщило о замене пассажирских вагонов 61-4192 в составе поезда «Невский экспресс» на вагоны другой модели для «морального спокойствия пассажиров». «С 5 декабря в составе поезда вместо вагонов для сидения будут курсировать вагоны купейного типа с перегородкой сидячей модификации. В течение недели вагоны из запаса согласно регламентам проходили обкатку. Их состояние полностью отвечает требованиям безопасности и комфортности для пассажиров», -- отмечалось в пресс-релизе РЖД.
В РЖД также отметили, что после крушения поезда совместно с ОАО «Тверской вагоностроительный завод» была проведена ревизия всех узлов крепления, в том числе сидений и багажных полок. «Нарушений выявлено не было. Вагоны модели 61-4192 соответствуют требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан. В них соблюдены все нормы безопасности, предписанные действующим законодательством, что подтверждено сертификатом, выданным госучреждением «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте», -- отмечалось в сообщении РЖД.
В свою очередь Генпрокуратура заявила о намерении провести проверку законности выдачи сертификатов соответствия на пассажирские вагоны поезда «Невский экспресс».
Крушение скорого поезда №166 Москва--Петербург «Невский экспресс» произошло 27 ноября 2009 года на перегоне Алешинка--Угловка на границе Тверской и Новгородской областей. В аварии погибли 26 человек, еще более 90 пассажиров пострадали.