Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:57
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Правозащитники предложили свою реформу МВД

Опубликовано
Текст:

Правозащитные организации совместно разработали свою версию реформы МВД в России. Документ, в частности, предлагает разделить милицию на федеральную полицию и муниципальную милицию. Федеральная полиция займется тяжкими преступлениями, а муниципальная милиция -- охраной порядка и профилактикой правонарушений.

Правозащитники представили в пятницу на совместном заседании Общественной палаты и Совета по правам человека при президенте России свою концепцию реформы МВД.

В реформе правозащитники предлагают отталкиваться от того, как понимается роль милиции в российском обществе. «Определяя эту роль, необходимо отказаться от существующей концепции борьбы с преступностью, которая не соответствует ни современному научному знанию, ни запросу общества. Стоящая сейчас перед милицией задача искоренения преступности недостижима, а попытки ее решения не только не дают позитивного результата, но и приводят к негативным последствиям в виде избыточного применения репрессивных мер. От такой постановки задачи следует отказаться в пользу более современных подходов, формулирующих в качестве основных задач правоохранительных органов минимизацию негативных последствий от преступности, а также создание и поддержание безопасной социальной среды», -- говорится в документе, представленном на заседании.

В рамках реформы должно снизиться количество уголовных преследований и роль изоляции правонарушителей в местах лишения свободы, должны быть введены «элементы восстановительного правосудия, ориентированного на максимальную защиту интересов лиц, пострадавших от преступлений, гуманизации мест лишения свободы, ресоциализации бывших осужденных», отмечают правозащитники.

Работа милиции должна быть прозрачной и доступной для общественного контроля. Необходимо унифицировать порядок обжалования действий сотрудников милиции, исключить возможность любого вмешательства милиции в деятельность юридических лиц. Для того чтобы милиция была более эффективна, правозащитники предлагают разделить и оптимизировать функции правоохранителей. Часть функций МВД они предлагают передать в негосударственные структуры, заинтересованные в эффективности этих функций.

Две милиции

За основу реформы правозащитники предлагают взять разделение милиции на федеральную полицию (СКМ) и муниципальную милицию (МОБ). «Это разделение должно обеспечить независимость в текущем управлении, определении приоритетов, выборе методов деятельности, распоряжении ресурсами как муниципальной милиции, так и федеральной. Такая независимость особо необходима для эффективной реализации задач по профилактике преступлений и правонарушений и поддержания общественного порядка», -- поясняют они.

Основными задачами федеральной полиции, по их мнению, должны стать задачи общефедерального значения -- по делам, где производство предварительного следствия обязательно (тяжкие и особо тяжкие преступления); организация и осуществление розыска скрывающихся и без вести пропавших лиц.

Основной задачей муниципальной милиции должно стать обеспечение безопасности общества и защита интересов граждан, в частности профилактика правонарушений, работа с административными и нетяжкими преступлениями.

Федеральная полиция и муниципальная милиция должны быть независимы друг от друга и не подчинены друг другу.

В федеральной полиции предлагается создать пять департаментов: административный, собственной безопасности, уголовный розыск, защиты свидетелей и аналитический центр. В муниципальной милиции -- структуры профилактической работы, дежурной части, участковых уполномоченных, госинспекции по безопасности дорожного движения.

Милиция аполитичная и гражданская

Милиция должна быть аполитична и независима от воли органов власти, ее нужно демилитаризовать, в ее работе должно участвовать общество, считают правозащитники. При этом директором федеральной полиции должно быть гражданское лицо, назначаемое Госдумой по представлению президента, а назначение руководителей региональных управлений федеральной полиции предлагается производить на основе ротации. Главы муниципальной милиции должны избираться в рамках альтернативных выборов в соответствующем муниципальном образовании из числа гражданских лиц.

Узкий профиль

Документ предлагает также исключить такие «несвойственные» функции милиции, как медвытрезвители, приемники для бомжей, экспертно-криминалистические центры МВД, надзор в сфере миграции, психологическая служба, вневедомственная охрана и охрана дипломатических представительств, лицензирование ЧОП и защита прав потребителей.

Что касается следственной функции, то предлагается объединить следственные комитеты при МВД и при прокуратуре. В системе МВД, по мнению правозащитников, сосредоточен излишний объем полномочий (уголовное преследование, ОРМ, предварительное следствие), который допускает ограничение конституционных прав и свобод граждан. Деление процедуры на составные части и закрепление ее за различными госорганами позволит повысить гарантии соблюдения прав и свобод, считают они.

В рамках реформы также предлагается упразднить УВД на транспорте, передав эти функции территориальным ОВД и наладив механизм взаимодействия между ними.

У ГИБДД правозащитники предлагают отобрать организацию и проведение техосмотров и выдачу прав водителям -- и передать эти задачи муниципальным органам и организациям, принимающим экзамены.

Правозащитники также предлагают забрать у милиции охрану общественного порядка. Вместо патрульно-постовых служб милиции (ППС) предлагается развивать негосударственные формы охраны общественного порядка при поддержке и содействии милиционеров. Однако, уточняют авторы документа, милиция не должна при этом ориентировать привлекаемые лица и организации на выполнение задач милиции.

Доверие милиции

Необходимым правозащитники считают повышение доверия к милиции со стороны населения. Для этого они предлагают обеспечить отделения милиции наглядной информацией о правах задержанных, опубликовать все подзаконные акты, ограничивающие права человека, обеспечить для населения прозрачность и доступность отчетной информации милиции всех уровней. Для борьбы с нарушениями прав задержанных предлагается, в частности, ввести видеонаблюдение за деятельностью милиции внутри помещений милиции с целью оградить работников милиции и граждан от взаимных претензий и возможностей для совершения преступлений как с одной, так и с другой стороны.

Оценка и постановка целей

Алгоритм системы оценки работы правоохранительных органов должен включать учет мнения граждан, милиции и власти. Для федеральной полиции предлагается использовать в качестве критериев оценки стандарты эффективного расследования, например, зафиксированные в международных документах, ратифицированных Россией. Оценку должна проводить группа экспертов, из структур МВД и внешних, а также граждане, которые могут выразить свое мнение в рамках опроса.

Для муниципальной милиции также предлагается использовать опросы общественного мнения, чтобы оценить уровень персональной тревожности, ощущения безопасности, уверенности в персональной защищенности, ожидания от работы милиции, уровень информированности о работе милиции и прочее.

Всеобщая реформа

На заседании глава совета по правам человека Элла Памфилова отметила, что вообще реформу МВД надо проводить совместно с реформой органов прокуратуры, ФСБ и судебной системы, передает РИА «Новости».

«Когда мы говорим о реформе МВД, нельзя ограничиваться только этой реформой. Надо говорить о качественных изменениях всей правоохранительной системы. Без реформы ФСБ, прокуратуры в целом, без становления независимых судов трудно будет добиться эффективности этой реформы», -- сказала она.

Она также добавила, что к реформе МВД должны привлекаться общественность и эксперты, а наибольшее внимание в ее рамках следует уделять кадровой политике.

«Я считаю, мы недостаточно внимания уделяем кадровой политике. При реформировании надо избежать двух крайностей: не вымывать костяк профессионалов, уделять им внимание», -- сказала Памфилова.

В декабре 2009 года Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел. По нему до 1 января 2012 года число сотрудников МВД должно быть сокращено на 20%, милиция должна лишиться части функций, в частности, не должна выдворять из страны иностранных граждан и лиц без гражданства, заведовать вытрезвителями и проводить техосмотр транспорта.

Комментируя подготовленную общественниками концепцию, глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев сказал, что сейчас вряд ли найдутся деньги на радикальную реформу МВД. По его мнению, стоит «сократить численность правоохранительных органов за счет некачественного состава и поддержать тех, кто останется»: выделить дополнительные средства, повысить оплату в рамках уже имеющегося бюджета. Одобрив участие общественников в реформе, Васильев отметил, что надо «оставить профессионалам право решать и выбирать реформу, за которую они ответят перед обществом и президентом».

Реклама