На протяжении 77 лет General Motors был крупнейшим автопроизводителем. Но с кризисом избалованный концерн сдал позиции и уступил место лидера Toyota. Сейчас он изо всех сил пытается его вернуть. Однако не всегда модельная политика GM логична и объяснима.
Процессу возрождения GM помогало правительство США, радеющее за автопром. Оно то и дело выдавало миллионы долларов в виде займов на развитие и исправление былых ошибок. Концерн даже думал продать Opel Magna и Сбербанку, но, потянув время и раззадорив всех, передумал. Вместо этого GM передал часть своих акций американскому правительству и получил за них $57 млрд. С этого момента компания фактически превратилась в государственное предприятие, не нуждающееся в продаже своих подразделений и технологий, а Германия (которая тоже участвовала в гонке за Opel) осталась с носом. Это решение хоть и вызвало огромный резонанс, но все же было правильным. Может быть, во многом благодаря Opel концерн по-прежнему жив и сейчас развивается. Главное, чтобы GM и впредь принимал правильные решения.
Сейчас же в компании вновь наблюдается сумбур. GM получил много денег, на которые разработал так же много новинок. Были представлены Volt -- нынешняя гордость, EN-V -- будущее городских машин, а инженеры получили возможность побаловаться с высокими технологиями и сейчас работают над ветровым стеклом-дисплеем. Возникает ощущение, что концерну некуда потратить деньги, а маркетологам -- разработки.
Так, например, на свет появился Chevrolet Orlando, не имеющий прописки, то есть аудитории. General Motors когда-то из кожи вон лез, чтобы продвинуть модель на рынок и разрекламировать ее по полной программе. Но кому? Ведь сейчас оказалось, что семейное авто даже не будет продаваться на родине -- в США, но его можно будет купить в перспективной Азии, Канаде и Европе, а Америке остаются Equinox, Traverse и Malibu, которые не являются одноклассниками Orlando. «Этот семейный минивэн станет важным для Chevrolet пополнением модельного ряда и позволит привлечь к нашему бренду новых покупателей. Сегмент многоцелевых универсальных автомобилей (MPV) занимает существенную часть европейского рынка. Для входа в этот сегмент у нас будет продукт, привлекательный по всем параметрам -- по дизайну, практичности и соотношению цена-качество», -- рассказал на пресс-конференции Уэйн Бреннон, президент и исполнительный директор отделения Chevrolet Europe. Почему GM не хочет продавать компактвэны на родине, где в них есть реальная потребность, -- непонятно.
Также непонятно, зачем создавать концепт-кар на платформе Orlando и электротяге Volt. MPV5 стоит огромных денег и демонстрирует лишь возможности гибридной установки. «Она способна выработать достаточно энергии для приведения в движение совершенно разных автомобилей, начиная с компактных седанов, таких как Volt, вплоть до кроссоверов типа Volt MPV5», -- сказал Дуг Паркс, главный инженер и глава департамента электромобилей корпорации GM. В компании, конечно, надеются, что машина поможет концерну продвинуться на несколько ступеней вверх по самому перспективному в настоящий момент рынку -- Китаю. General Motors не скрывает своих намерений, рассчитывая возможности машины исходя из потребностей китайцев. «Гибкость системы Voltec позволяет Volt MPV5 и его пяти пассажирам полностью использовать скоростной потенциал и максимальное ускорение на протяжении 51,5 км (при движении только на электротяге). Это вдвое больше, чем среднестатистический житель Китая проезжает каждый день», -- сказано в пресс-релизе концерна. Но вновь встает вопрос: автомобиль с приводом от Volt никак не может быть доступным, значит, в Китае массовые продажи не обеспечить. Россия и вовсе пока отпадает, поскольку у нас не готова инфраструктура зарядных станций для Volt. И разместить у дома розетки смогут далеко не все.
Ко всем этим не всегда обоснованным тратам можно причислить тот факт, что сейчас в GM занялись разработкой собственного электромотора. Компания решила, что собственный электромотор -- перспективное направление, достойное денежных вложений. Поэтому сейчас концерн будет тратить миллионы на строительство собственного двигателя на электротяге. Пока что планируется выделить $246 млн, но на этом история вряд ли закончится.