С началом кризиса автомобильный рынок вернулся в 90-е. Многие дилеры взялись за старое и занимаются полукриминальной торговлей. Под видом новых машин они продают восстановленные после аварий иномарки, отказывают в гарантийном обслуживании, не выдают оплаченные машины.
Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» бьет тревогу: «В 2009 году количество поданных жалоб возросло почти в полтора раза, если сравнивать цифры с докризисным периодом, – рассказывает Юлия Шарапова, пресс-секретарь ОЗПП. -- Сейчас все дилеры пытаются сэкономить на обслуживании, никто не хочет возмещать ущерб. Многие автосалоны и зарабатывают только за счет клиентов, которых обманули».
В основном покупатели жалуются на некачественное гарантийное обслуживание и запчасти, которые поставляют дилеры. Автосалоны стали торговать фальсифицированными либо контрактными (ранее использованными) комплектующими, выдавая их за новые. Недобросовестные продавцы автомобилей не выполняют обязательств по гарантийному обслуживанию, даже когда налицо явный брак. Дилеры также игнорируют отзывы машин, которые объявляет автоконцерн, или берут за бесплатную замену деньги.
ОЗПП приводит примеры такой работы: компания «Автотор» долгое время отказывалась провести гарантийный ремонт лакокрасочного покрытия Kia Carnival, отслоившегося в результате коррозии. Только решение суда заставило автодилера привести покрытие в порядок. Известны даже случаи, когда из-за установки дилерами дополнительного оборудования машина приходила в полную негодность. Так, по вине автосалона «Элекс-Полюс» недавно сгорел автомобиль. То же самое произошло и с новым Volvo, в который «Еврогаз» установил несертифицированный газовый баллон.
Некачественным сервисом недовольство покупателей не ограничивается. Дилеры стали использовать методы недостоверной рекламы: «Продавцы завышают цены. Порой на билборде указано одно, а на деле все оказывается совсем иначе. Машина в действительности стоит дороже. При этом дилеры утаивают дефекты, проводят фальшивые конкурсы, рекламируют дешевые автомобили, которые реально отсутствуют в продаже», – сообщает Юлия Шарапова.
Самым вопиющим способом нарушения потребительских прав в последнее время стала непоставка автомобилей, купленных по условиям стопроцентной предоплаты, – такие случаи происходят регулярно. Один из последних скандалов произошел в Санкт-Петербурге. В крупном автосалоне города клиенты заплатили за машины, но продавец не спешил отдавать им товар. При этом компания-дилер продолжала работать и не думала скрываться от недовольных покупателей. Обманутых этим салоном людей сейчас насчитываются десятки, а недобросовестных дилеров в России – сотни. Например, «Диверс Моторс» полтора месяца не желал расставаться с полностью оплаченным Volkswagen Passat, который стоит больше 900 000 рублей. Выдачи дилерами оплаченных автомобилей можно ждать месяцами, процесс не ускорят ни устные переговоры, ни даже предъявление письменных претензий, от которых продавцы могут открыто отказаться.
У обманутых потребителей, если, конечно, они сами не хотят возвращаться к «методам 90-х годов», есть единственный выход из таких ситуаций. Необходимо подавать исковое заявление в суд с требованием выполнения условий договора, оплаты неустойки и возмещения понесенного ущерба и морального вреда. Конечно, дело может длиться долго. Дилеры будут пытаться уйти от ответственности: не являться в суд, отказываться от обязательств. Известны даже случаи, когда предприниматели перерегистрировали фирмы, чтобы не возмещать финансовый и моральный ущерб.
Только по названным искам автодилерам в этом году пришлось выплатить потребителям больше 2 300 000 рублей. ОЗПП пугает: кризис вынуждает автосалоны находить все новые пути обмана клиентов. Впрочем, вряд ли можно считать подобный тренд долгосрочным.