Из-за финансового кризиса российские предприниматели отказываются от дорогостоящего оборудования для видеоконференций. Теперь они смогут общаться дешевле через сеть.
Российский рынок видеоконференцсвязи, по оценкам аналитического бюллетеня CNews Analytics, пока серьезно уступает аналогичным рынкам Китая и Великобритании, но уже сопоставим с немецким, итальянским и канадским. Основу рынка составляют продукты западных разработчиков, этим объясняется и высокая цена оборудования. Несмотря на падение спроса на дорогостоящие системы (сейчас технику можно купить по цене от $20 тыс. до $300 тыс.), интерес к видеокоммуникациям сохранится со стороны малого и среднего бизнеса, уверены эксперты CNews.
Видеокоммуникации стали набирать популярность в начале 2000-х, когда бизнес стал экономить на командировках, деловых встречах и телефонных переговорах. Опрошенные независимой исследовательской компанией Wainhouse Research предприниматели, использующие онлайн-конференции, отмечают сокращение затрат на поездки, повышение производительности труда и увеличение свободного времени сотрудников.
Однако после начала финансового кризиса рынок видеокоммуникаций столкнулся со спадом. Web-коммуникации часто предполагают покупку дорогостоящего оборудования, а компании потеряли возможность совершать эти расходы. Темпы роста доходов от продаж систем видеосвязи в 2008 году сократились на 20%, а рост количества проданных устройств замедлился на 18%.
До недавнего времени на рынке отсутствовали полностью российские многофункциональные сервисы для проведения web-конференций. Прорывом стал сервис web-коммуникаций VIVAVOX, который был запущен летом 2009 года. В отличие от многих зарубежных аналогов, он относительно дешев и не требует покупки специального оборудования: для делового общения через интернет понадобятся только web-камера и микрофон. Качество изображения при этом зависит только от скорости доступа в интернет: картинка автоматически подстраивается под ширину канала. «Звук идеальный, даже когда соединение неустойчивое. Видео удобно тем, что можно показывать фото или графики – собеседнику все видно», -- говорит один из основателей IT-компании USN Сomputers Олег Соболев, уже опробовавший сервис.
По данным Wainhouse Research, основным фактором при выборе сервиса web-коммуникаций остается простота использования. Эксперты уверены, что сложность использования видеокоммуникаций добавляет в бюджет компании не менее трех статей скрытых расходов. Во-первых, сотрудникам необходимо пройти специальный курс обучения, во-вторых, внутренние ресурсы компании используются не по назначению каждый раз, когда коллеги начинают обращаться друг к другу за помощью, и в-третьих, из-за проблем с программным обеспечением запланированные онлайн-встречи редко начинаются по графику.
Эти проблемы постарались учесть российские разработчики. «Зарегистрироваться в VIVAVOX не сложнее, чем завести электронный почтовый ящик: нужно выбрать логин и получить пароль для бесплатного доступа. Сразу после этого веб-конференции можно проводить в окне обычного браузера с любого компьютера, не скачивая для этого никаких программ», -- говорит директор по развитию сервиса Юлия Танкеева.
«Организации достигли определенного уровня экономии за счет использования web-коммуникаций, но будут производить дополнительные усилия по сокращению расходов: за счет упрощения продукта и обеспечения простоты использования», -- резюмирует отчет Easy of Use in Web Conferencing.
При максимальной для коммерческих продуктов простоте использования одновременно видеть друг друга и разговаривать в VIVAVOX могут до восьми человек (хотя и звук, и видео можно по желанию отключить). Есть возможность обмениваться текстовыми сообщениями – приватно и в общем чате.
Сервис позволяет загружать документы разных форматов для презентации участникам конференции. «Демонстрируя какой-либо документ, можно в реальном времени видеть реакцию на него собеседников», -- заверяют разработчики. Файлы с документами, которые показываются в презентации, при этом не обязательно передавать остальным участникам.
Презентацию можно проводить и в режиме «планшета». Этот режим – аналог доски для рисования, которая часто используется на совещаниях. В нем любой участник может рисовать простейшие графики и фигуры, которые сразу же становятся видны остальным.
Еще одна возможность – демонстрировать участникам содержимое своего экрана. В этом режиме можно транслировать другим все, что происходит на экране: открывать документы, запускать видеофайлы, обучать работе с любым программным обеспечением.
Сейчас VIVAVOX предлагается только на русском языке, но в сентябре 2009 года планируется запуск мультиязычной версии. К концу года создатели сервиса рассчитывают привлечь около 20 тыс. платных пользователей.
Отдел бизнеса Infox.ru -- инфоспонсор нового сервиса VIVAVOX.