Служба занятости используется не с целью найти работу, а для получения денег от государства, признают чиновники. Причина в отсутствии интересных вакансий, считают эксперты кадрового рынка.
Половина безработных приходит в московскую службу занятости не для поиска работы, а для получения социальных выплат, говорит источник, близкий к московскому правительству. По его оценке, «законодательство о занятости очень либерально с точки зрения прав соискателя социальных выплат».
В службе занятости Москвы заявляют, что подсчитать процент безработных, не желающих трудоустройства, невозможно. Но отраслевые эксперты согласны с тем, что многие приходят на биржу труда исключительно за пособием. Одна из причин такого явления -- низкая привлекательность вакансий, предлагаемых службой занятости.
«Она видит не более трети рынка труда, -- говорит заведующий сектором Института социологии РАН Владимир Мукамель. – В ее базах нет вакансий от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Часто предлагается работа с плохими условиями, низкой зарплатой».
Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, считает, что многие идут в службу занятости, рассчитывая получать пособие и одновременно искать работу по другим каналам.
«Кроме того, стоит признать, что среди тех, кто обращается на биржу труда, есть представители различных маргинальных слоев населения», -- добавляет он.
Он отмечает, что во многих развитых странах, где более высокие пособия и более либеральная система их получения, например, в США, существуют целые слои населения, не работающие и живущие на пособие.
«И это серьезная проблема для таких стран», -- говорит он.
«Вероятность найти работу через службу занятости есть, но небольшая. Часть людей действительно обращаются туда ради пособия», -- отмечает Светлана Куличева, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити».
В службе занятости Москвы говорят, что сейчас человек, отказавшийся от двух подходящих (соответствующих ему по специальности и зарплате) предложений работы, лишается московской надбавки – компенсации проезда в общественном транспорте, составляющей 850 рублей.
«Если спросить у человека, приходящего к нам, зачем он к нам пришел, он же никогда не скажет «только за пособием», даже если это действительно так», -- сетуют в службе занятости.
Практику прекращения выплаты московской надбавки безработным, не заинтересованным в поиске вакансий, специалисты называют справедливой.
«Норма правильная. И это -- не российское изобретение, такое есть во всем мире», -- говорит Владимир Мукамель.
«Процесс поиска работы не может быть бесконечным, -- считает Андрей Коровкин. – Максимальный срок выплаты пособия и так недавно был увеличен с шести месяцев до одного года. Но это во многом вопрос индивидуальный. Одно дело – пытаться отправить доктора наук мести улицы, другое – предлагать человеку работу, адекватную его характеристикам».
Пособие по безработице не может быть постоянным источником дохода, напоминает Марина Кочеткова, заведующая отделом профессиональных квалификаций управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России.
«Признанный безработным получает право получать денежное пособие, размер которого устанавливается в процентах от предыдущей зарплаты, но не выше прожиточного минимума каждого конкретного субъекта федерации, то есть не больше 5000 рублей, а минимальный размер пособия – всего около 800 рублей. Пособие предназначено частично компенсировать доход, но не освобождает безработного от необходимости искать рабочее место и посещать службу занятости, чтобы информировать о результатах своих поисков», -- замечает Марина Кочеткова.
По ее словам, размер пособия по безработице постоянно сокращается с увеличением срока поиска работы, «рассчитывать на него как на постоянный доход было бы наивно. Кроме того, если рабочее место подобрать не удалось, пособие снимается автоматически через год».