Трагические события в Японии не только обернулись серьезным ударом по экономике страны, но и сказались на российском рынке подержанных автомобилей. Цены на б/у иномарки из Японии поползли вверх.
От 20 до 50 тысяч рублей сверх обычной цены. Таким эхом откликнулось японское землетрясение на авторынках Приморья. Автомобили из Японии из доступного и надежного транспорта мгновенно превратились в товар, цена на который, по мнению покупателей, явно завышена.
У продавцов свои аргументы: среди их автомобилей нет «утопленников», и, самое главное, машин, зараженных радиацией. Кроме того, намекают продавцы, неизвестно, возобновятся ли поставки б/у автомобилей из Японии вообще. А если экспорт праворуких иномарок и продолжится, то, безусловно, среди нормальных автомобилей будут встречаться и подмоченные морем. А значит, риск покупателя будет существенно выше.
Аналогичная ситуация на Приморских рынках сложилась и в 2008 году, когда после сильного наводнения число автомобилей, пострадавших от морской воды, на дальневосточных авторынках сильно увеличилось.
До недавнего времени о каких-либо гарантиях можно было говорить лишь при покупке автомобиля на интернет-аукционе с помощью российских фирм-посредников. Однако на рынках Приморья в основном торгуют машинами, купленными непосредственно на специальных автостоянках Японии. Проследить историю таких машин нереально и приходится рассчитывать лишь на честность продавца.
Ситуацию усугубляет то, что с момента землетрясения практически четверть интернет-аукционов не работает. И некоторые российские фирмы-посредники заказы на автомобили из Японии пока не принимают.
И хотя львиная доля праворуких иномарок привозится в Россию из префектур Фусика и Тояма, которые стихийное бедствие не затронуло, вероятность того, что автомобили-утопленники будут свозить в эти порты для последующей продажи в Россию и другие страны, достаточно высока.
На дефицит рынка вторичных иномарок также может повлиять и тот факт, что сотни тысяч граждан Японии одномоментно лишились практически всего имущества, остались без средств к существованию. Многие из этих людей в качестве средства передвижения, возможно, выберут не новые, а подержанные автомобили.
Впрочем, даже при самом неблагоприятном развитии событий, цены на подержанные иномарки из Японии вряд ли вырастут более чем на 20%. После повышения таможенных пошлин в 2009 году покупка относительно «свежего» японского автомобиля стала требовать практически столько же денег, сколько и приобретение аналогичного автомобиля с левым расположением руля. Единственный неоспоримый плюс подержанных праворуких машин был в более богатых комплектациях, а главное, как правило, в хорошем техническом состоянии автомобилей. О последнем в связи с произошедшими в Японии событиями, похоже, на некоторое время придется забыть.