За последние семь дней на российских дорогах, ведущих к черноморским курортам, произошло девять ДТП с участием автобусов, в которых 17 человек погибли и более 20 пострадали. Повышенная аварийность на этих трассах, как правило, связана с отсутствием у большинства автомобилистов опыта дальних поездок.
Всплеск аварийности на дорогах, ведущих к курортам, эксперты объясняют несколькими причинами. Резко увеличилось число водителей, которые имеют минимальный опыт и никаких навыков поведения в экстремальной ситуации. К тому же современные автомобили действительно убаюкивают своей безопасностью и комфортом на дороге. К этому приплюсуем повышенное нервное напряжение от жары и многочасового сидения за рулем. В итоге время моментальной реакции на нестандартную дорожную ситуацию возрастает в несколько раз. Стоит учитывать, что у любой аварии есть скрытые причины, и водители, которые непосредственно попали в ДТП, могли просто стать невольными участниками процесса.
Группа разбора
Например, некая машина А решила внезапно уcкориться и совершить обгон. Водитель автомобиля В заметил маневр в момент его совершения и инстинктивно дернул руль. Водитель машины С вообще заметил маневр только водителя машины В и реагировал исключительно на его действия. Водитель Д уже стал непосредственным участником ДТП, так как реагировать на действия А и В он просто не успевал.
Грубо говоря, водитель автобуса или грузовика, смещаясь, чтобы уступить место для обгона или самому обогнать, потом должен стабилизировать свою машину. В некоторый момент грузовик или автобус займет большую часть дороги, почти поперек проезжей части. Для всех остальных участников дорожного движения этот маневр должен быть приоритетным для внимания, ибо многотонную машину гораздо трудней стабилизировать. В такие моменты следует воздержаться от перестроений, сконцентрироваться на маневре крупнотоннажного автомобиля и следить за действиями водителей идущих рядом машин.
Это обычные, стандартные ситуации на трассе, но в жару, при нервном возбуждении, ночью, при усталости, расчет действий соседских машин занимает больше времени и часто бывает ошибочным. Быстрая езда по современным дорогам напоминает игру в шахматы, только в ней ошибками теряют не фигуры, а жизни.
Что делать?
Ночная езда по незнакомой местности быстро утомляет даже подготовленных водителей, а новичкам от таких марш-бросков и вовсе лучше отказаться. Как бы уверенно они себя ни чувствовали, они еще не способны мгновенно реагировать на нестандартные дорожные ситуации, число и опасность которых в темноте увеличиваются в несколько раз. Тем более ночью многие забывают про скоростные ограничения, так как и машин сотрудников ДПС на трассах практически нет.
Сон за рулем -- одна из самых частых причин тяжелейших ДТП в курортных зонах. Поэтому при первых признаках сонливости необходимо искать ближайший мотель или место для стоянки. Если остановиться невозможно, необходимо попросить кого-нибудь из пассажиров поддерживать оживленную беседу с водителем. И помните, спящие пассажиры действуют на водителя как снотворное.
Местный колорит
Дороги Ставропольского края по своему качеству мало отличаются от московских. Но вдавливать в пол педаль газа здесь нельзя даже в открытом поле. Местная ГИБДД самая оснащенная в стране. Камеры видеонаблюдения здесь висят даже на деревьях, а большинство крупных трасс имеют три полосы движения, по одной в каждую сторону. Третья -- средняя -- условно реверсивная: два километра по ней можно ехать к морю, следующие два от моря.
Нередко водители, приезжающие или только подъезжающие к курорту, пытаются копировать манеру движения местных лихачей. Как правило, мысль эта возникает на горном серпантине, где еле плетущаяся фура собрала за собой километровый хвост легковушек. Подражать местным джигитам смертельно опасно. Потому что с другой стороны перевала обязательно несется еще один джигит. Выросшие в горах, они прекрасно владеют техникой экстремального торможения, знают трассу как свои пять пальцев и наверняка смогут разъехаться даже в очень узком ее месте. На крайний случай затормозят об отбойник или подножие скалы. Отпускник, спешащий к морю, позволить себе роскошь разбить машину, пусть и не сильно, вряд ли может.
Вообще, помимо соблюдений всех правил и знаков при движении на горных дорогах следует заранее снижать скорость при возникновении на горизонте нестандартной ситуации. Любой маневр любой машины – сигнал для водителя перенести ногу с педали газа на педаль тормоза. Если движение плотное, следует просчитывать ситуацию на несколько машин вперед.
На горных дорогах не следует торопиться. Длительное оттормаживание на спусках, особенно если у вас отечественный автомобиль, быстро приводит к перегреву тормозных дисков и фактическому отказу тормозов. По возможности нужно тормозить двигателем и помнить, что сегодняшние скорости гораздо выше тех, что были еще 10-15 лет назад. А тем более тех, в расчете на которые в середине прошлого века и проектировалось большинство дорог.