Последние громкие скандалы с азиатскими автопроизводителями в США заметно подорвали доверие потребителей к автомобилям из Японии. Однако не исключено, что они стали следствием не столько производственного брака, сколько политического заговора.
Поддержка национального автопрома -- вопрос государственной важности не только в России, но и в Америке, и последние «неудачи» Toyota на североамериканском рынке – косвенное тому подтверждение.
Азиатские производители давно стали «заклятыми друзьями» неазиатских автогигантов. Потрясающая надежность корейских и японских автомобилей и хороший прайс вывели их в лидеры рынка во многих странах.
Праворульные японские автомобили около 20 лет были самой больной мозолью российского автопрома -- за это время отечественные машины за Уралом стали редкостью. Боролось с японской экспансией государство разными способами: лоббируя интересы единственного массово выпускающего легковушки отечественного автозавода, планомерно в разы увеличивая таможенные пошлины, на время запрещая ввоз и эксплуатацию автомобильного секонд-хенда.
И лишь к началу 2009 года, после очередного скачка таможенных пошлин ввоз подержанных машин из Японии и США практически прекратился: после таможенного оформления они стали стоить как новые в российских автосалонах.
И хотя в правительстве несколько раз оговаривались, что столь жесткая растаможка -- явление временное, сомневаться в том, что «серому» автоимпорту дорога в Россию заказана, не приходится. В некоторых сибирских отделениях ГИБДД уже появились недвусмысленные объявления о прекращении постановки на учет вновь прибывших японских автомобилей с осени нынешнего года.
За прошедшие полтора года государство вложило в «АвтоВАЗ» около 100 млрд рублей. На эти деньги можно было бы построить не один современный автозавод, однако ситуация практически не изменилась. Развиваться отечественному автогиганту мешают заводы-полукровки – официально российские, но выпускающие зарубежные машины. И таможня тут же подняла цены на комплектующие…
Казалось бы, в США о такой «конкуренции» и речи быть не может. Однако и здесь есть исключения из правил. Имя им – государственная собственность.
Долгое время самым большим автоконцерном в мире был General Motors, но экономический кризис превратил его в банкрота. Большая часть акций компании отошла правительственным учреждениям США. Главным продавцом автомобилей на самом большом авторынке мира стала Toyota, но вот незадача: на компанию одно за другим стали сыпаться несчастья -- то скандал с заклинившей педалью газа, то рекламации на плохую устойчивость самого популярного внедорожника.
Аналогии с российским способом ведения дел напрашиваются сами собой. С той лишь разницей, что в России негласная поддержка автопрома была слабо завуалирована и оттого жестко критиковалась. В Штатах же к борьбе за возрождение автопрома без лишних затей подключили прессу и административный ресурс.
Сегодня это не больше чем предположения, но исключать такое развитие событий нельзя. Тем более что прецеденты лоббирования автомобильными компаниями своих интересов не такая уж редкость.
В центре последнего скандала, разгоревшегося в США, ведущий европейский автогигант Daimler-Benz, обвиняемый в систематических дачах взяток чиновникам 22 государств в обмен на заказы своих автомобилей для госучреждений и структур этих стран.
Пока доказано лишь 200 эпизодов дачи взяток на общую сумму 51 млн долларов в период с 1998 по 2008 год, из которых около 5 млн ушло на подкуп российских чиновников. Сколько денег получили американские бюрократы, не сообщается, но то, что США также оказались в списке стран-взяточников, не скрывается.
Эта история так и могла бы остаться тайной, если бы в Mercedes не решили сэкономить на зарплате одного из топ-менеджеров, который и пролил свет на теневой бизнес чиновников.