К 2020 году экспорт российских автомобилей должен составить полтора миллиона машин в год. Это не строки из фантастического романа, а один из пунктов плана развития отечественного автопрома.
Реалии же сегодняшних дней далеко не столь радужны и пока не дают оснований для оптимистичного взгляда в будущее. Отечественный автопром находится под капельницей валютных вливаний. В общей сложности на поддержку «жизни в пациенте» государство уже потратило более 90 млрд рублей и перекрывать денежный ручеек не собирается. На парламентских чтениях «О законодательном обеспечении автомобильной промышленности», в которых приняли участие как государственные чиновники, так и руководители крупнейших отечественных автозаводов, споров о том, быть или не быть в России собственному автопрому, не возникало.
На слушаниях заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Наумов заявил: «Если на государственном уровне не будут приняты меры по развитию автопрома, тогда то, что мы называем отечественным автомобилестроением, может полностью исчезнуть через три-пять лет. В то время как постоянное давление со стороны международных партнеров России в части открытости рынка приведет к тому, что большинство иностранных предприятий, производящих небольшой объем продукции, безболезненно закроется, переключившись на прямой импорт. Это в свою очередь, может повлечь за собой вынужденные сокращения персонала». Сценарий более чем неприятный, учитывая, что в России практически все российские автогиганты являются градообразующими предприятиями и при их закрытии без работы останутся целые регионы.
Таким образом, сохранение и поддержка российского автопрома является не столько экономической, сколько общественно-политической задачей. Между тем сегодня в сильном отечественном автопроме никто, кроме граждан России, не заинтересован, и срыв сделки по продаже Opel консорциуму «Magna-Сбербанк» -- лучшее тому подтверждение.
Благоприятно ситуация по выходу кризиса, по мнению комиссии, может развиваться по двум сценариям и не один из них не может быть реализован отечественными автогигантами самостоятельно, без финансовой поддержки государства. Согласно сценарию «партнерство» государство должно ограничить доли иностранных компаний в предприятиях автопрома 50%, на те же 50% инвестировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также субсидировать кредитные ставки для автопрома и следить за увеличением степени локализации на так называемых предприятиях промышленной сборки. Кроме того, сценарий предусматривает повышение на 30-40% таможенных пошлин на ввозимые в страну автомобили.
На реализацию этого проекта требуются огромные деньги, и, по мнению главы думского комитета по транспорту Сергея Шишкарева, принятие в январе 2009 года запретительных пошлин на ввоз автомобилей иностранного производства в Россию было преждевременным и серьезно усложнило поиск финансов. По самым скромным подсчетам, из-за этих и без того непопулярных среди населения мер государство уже потеряло более $20 млрд, которые можно было направить на восстановление автомобильной промышленности. Однако в помощи государства нуждаются не только крупнейшие автозаводы, но и производители комплектующих для автосборочных производств.
Без хороших поставщиков локализация автосборочных производств, которая является одним из обязательных условий сценария «партнерство», невозможна. Сегодня «смежники» подводят не только сборочные производства иномарок в России, но и «АвтоВАЗ». По словам директора российского автогиганта Игоря Комарова, львиная доля всех поломок, случающихся с автомобилями в период гарантийного срока, следствие брака комплектующих.
Более того, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, из всех предприятий отрасли не более 5% отвечает современным международным стандартам, от знаменитых брендов остались только имена, а оборудование, в которое вложены миллионы долларов, превращено в металлолом.
Второй и самый «радужный» сценарий выхода из кризиса -- «крупный экспортер». Как ясно из названия, именно этот вариант должен превратить Россию в страну, ежегодно продающую по миру полтора миллиона «ГАЗов», «ВАЗов» и «КамАЗов». Однако чтобы ничего не мешало нашим автомобилям становиться более и более конкурентоспособными, придется пойти на крайние меры и повысить таможенные пошлины на иномарки на 80%. Не навсегда, конечно, -- только на первые несколько лет, а потом ближе к 2020 году их обязательно снизят. К тому времени согласно планам на российских автозаводах будет выпускаться 4 млн машин в год, из которых только полтора придется на долю совместных сборочных производств.
Безусловно, в сегодняшней ситуации никаких гарантий, что события будут развиваться в соответствии с тем или иным сценарием, никто дать не может. Однако, как заявил председатель экспертного совета по автопрому при комитете Госдумы по промышленности Александр Хинштейн, понять, что наш автопром преодолел кризис и стал конкурентоспособным, можно будет взглянув на автомобили, которыми пользуются депутаты и парламентарии. Если они по своей воле пересядут из иномарок в отечественные автомобили, российскому автопрому ничто не угрожает.