Материальная компенсация за гибель чемпионки страны по пулевой стрельбе Натальи Романовой оценивается по российскому законодательству лишь в 200 тыс. руб. А вот возбуждение уголовного дела откладывается -- военная прокуратура Московского округа состава преступления в деле Романовой не нашла. Но адвокаты продолжают настаивать на том, что в смерти спортсменки виновны представители Стрелкового союза России (ССР) и администрации гостиницы «Самолет».
Как уже сообщал Infox.ru, чемпионка России по пулевой стрельбе Наталья Романова скончалась 21 января от вируса геморрагической лихорадки. Адвокаты и родственники спортсменки утверждают, что опасным и редким вирусом она заразилась на тренировочном сборе в Конь-Колодезе Липецкой области.
«Гостиница - ужас»
«Я доехала. Гостиница -- ужас» -- именно такое sms-сообщение написала 32-летняя спортсменка 7 декабря своему будущему мужу, когда только заселилась в мотель «Самолет». Вечером того же дня в телефонном разговоре со своим женихом Наталья поведала, что по всей гостинице расставлены мышеловки, в комнатах -- экскременты грызунов. На жалобы спортсменов никто из руководства гостиницы никак не реагировал.
Сопоставить факты между диагнозом «геморрагическая лихорадка» и антисанитарным тренировочным сбором оказалось несложно. Опасный вирус содержится как раз в экскрементах грызунов, а инкубационный период заболевания – до 45 дней. Плюс ко всему район, в котором расположена гостиница «Самолет», уже долгое время является природным очагом этой самой лихорадки. В 2007 году в Липецкой области ею заразились около двухсот человек. Эксперты предполагают, что вирус был завезен вместе с зерном еще в начале 2000 годов.
«Состояние гостиницы отвечает санитарным нормам»
Однако Стрелковый союз России и Роспотребнадзор никакой связи между скоропостижной смертью спортсменки и тренировочным сбором в районе очага лихорадки по-прежнему не хотят видеть.
«Эпидемиологи проверили все помещения гостиницы и проверили расставленные накануне мышеловки. Грызунов в гостинице «Самолет» обнаружено не было. Причем при визуальном обследовании не обнаружено ни следов погрызов плинтусов, ни следов экскрементов. Можно ответить однозначно, что санитарно-техническое состояние гостиницы отвечает всем санитарным нормам», -- рассказала в интервью липецкому порталу LRNews.ru начальник отдела эпидемиологического надзора области Ирина Ярковская.
Кроме того, в ходе проверки Роспотребнадзора Липецкой области установлено, что отель для дальнобойщиков был оборудован чуть ли не по последнему слову техники. Вокруг гостиницы были обнаружены сразу четыре ультразвуковые установки для борьбы с грызунами.
«Наличие мышей нигде не задокументировано»
О всевозможных удобствах мотеля «Самолет» и соответствующей лицензии с санитарным пропуском теперь рассказывают и представители Стрелкового союза.
«Эта гостиница ближе всего к тиру. У нее есть все необходимые документы. И она подходит нам с учетом тех финансовых нормативов, которые разработаны Минспортом. Что касается мышей, то на этот счет есть заключение Роспотребнадзора о том, что их там нет. И не было -- это нигде не задокументировано», -- заявила в интервью «Комсомольской правде» Анна Лещикова, исполнительный директор Стрелкового союза.
«Я понимаю, что в этом деле очень сложная доказательная база, но тем не менее она есть. И мыши там были: и тренеры и спортсмены говорили об этом. Сейчас там мышей, может быть, и нет, но это временно. Ведь сама территория, на которой расположена гостиница, -- это сплошная зона риска», -- рассказала в интервью Infox.ru адвокат родственников спортсменки Елена Фролова.
«В «Самолете» основательно подготовились к проверкам»
«Конечно, в «Самолете» основательно подготовились к разного рода проверкам. В этом деле и Роспотребнадзор, и санэпидемстанции Липецкой области ставят под удар и себя. Я думаю, в гостинице было сделано все, чтобы устранить антисанитарию и создать именно те условия, которые соответствуют всем нормам», -- полагает адвокат.
«Туда уже ездило несколько съемочных групп, и они обнаруживали там и мышей, и свидетелей, которые рассказывали о том, что творилось в мотеле. Плинтусы можно и поменять, экскременты убрать, а ультразвуковые установки поставить. Думаю, в «Самолете» были приняты экстренные меры по устранению всего того, что привело к гибели Натальи Романовой», -- продолжает Елена Фролова.
«Действия прокуратуры – еще одна халатность»
Еще в середине февраля адвокаты и родственники Романовой подготовили заявление о возбуждении уголовного дела по факту смерти спортсменки. Так как Наталья являлась военнослужащей, это заявление было подано в военную прокуратуру Московской области.
«Там ни в чем не разобрались, и это тоже очень интересный поворот в деле. В военной прокуратуре Московского округа, как это часто бывает, чтобы быстренько от всего избавиться, направили дело в обычную прокуратуру Московской области. И сопроводили это пометкой «жалоба на действия врачей», -- поведала Елена Фролова.
В каком месте заявления работники прокуратуры вычитали жалобы на халатность медиков, непонятно даже самим адвокатам, работавшим над составлением документа.
«Откуда они взяли, что у нас в заявлении содержится жалоба на действия врачей и на химкинскую больницу, остается загадкой даже для меня, лично участвовавшего в составлении заявления. Этого нигде не написано: ни в объяснениях, которые мы направили в прокуратуру, ни в самом заявлении», -- высказал в интервью Infox.ru свое недоумение Александр Редькин – еще один адвокат, работающий над делом Натальи Романовой.
«Сейчас мы подготовили жалобу в Московский гарнизонный суд на действия следствия. Мы обжалуем и просим отменить решение, признать его незаконным и материалы опять направить в военно-следственное управление для проведения новой проверки», -- рассказал о своих дальнейших действиях Редькин.
«Действия прокуратуры – еще одна халатность, которая была допущена в этом деле», -- добавила Фролова.
Тем не менее адвокаты по-прежнему надеются, что уголовное дело по факту гибели Натальи Романовой все-таки будет возбуждено. «Не позднее пяти суток после получения жалобы гарнизонный суд должен назначить заседание для решения нашего вопроса. Может потребоваться и два заседания, и три, то есть столько, сколько потребуется для установления истины. Все это, конечно, может откладываться, но мы надеемся, что не бесконечно», -- сказал Редькин.
«Жизнь человека в России оценивается неадекватно»
А пока адвокаты работают над составлением денежных исков.
«По закону причинение ущерба жизни или здоровью человека предусматривает материальную компенсацию. Но, к сожалению, материальная компенсация в связи со смертью человека у нас всегда минимальная. По нашему российскому законодательству жизнь человека вообще оценивается неадекватно. Она оценивается по той заработной плате, которую человек получал, и по формуле о смерти кормильца. То есть по тому, сколько должна была бы получать мама Наташи, если бы дочь была ее единственным кормильцем. А зарплата Наташи была от 17 до 20 тысяч рублей. В итоге наш денежный иск составляет всего около 200 тысяч рублей», -- рассказала Фролова.
«Плюс к этому мы будем требовать компенсации морального вреда. Это единственное, что сейчас может восполнить потерю человека. Иски будут подаваться на Стрелковый союз и администрацию мотеля «Самолет», -- продолжила адвокат.
«Лисин не выходит на связь»
Начиная работать над делом, Елена Фролова направляла письма министру спорта Виталию Мутко, Геннадию Онищенко и в Стрелковый союз. Пока все они остаются без ответа. Зато «делом Натальи Романовой» заинтересовались почти все центральные каналы страны. Теперь адвокаты и родственники скончавшейся спортсменки регулярно раздают интервью журналистам. Однако вокруг гибели чемпионки России по-прежнему больше слов, чем реальных дел.
И даже попасть на аудиенцию к самому богатому бизнесмену России и по совместительству президенту Стрелкового союза России Владимиру Лисину ни адвокаты, ни родственники спортсменки так пока и не смогли.
«Владимир Сергеевич, к сожалению, не выходит на связь. Мы должны были встретиться с ним в среду, 10 марта, но мне позвонили и сказали, что встреча отменяется. Я хотела узнать от него, какие были проведены проверки и какие результаты получены. Он вроде проявлял заинтересованность, говорил, что лично хочет во всем разобраться. Но никаких результатов пока нет, поэтому нам придется все решать через суд», -- подытожила Елена Фролова.