Соглашение с Российским авторским обществом станет обязательным условием вещания зарубежных телеканалов в России, утверждают в РАО. Организация требует 5% от дохода у телевещателей и собирается направить обращение в Генпрокуратуру. Инициатива РАО вызывает недоумение как у телеканалов, так и у кабельных операторов -- снятые за рубежом программы не имеют отношения к российским авторам. Срок легального запуска каналов в России может быть сдвинут.
Российское авторское общество обещает сделать выплату авторских гонораров условием допуска зарубежных телеканалов на территорию России. Соглашение российского юридического представителя иностранного телевещателя с РАО станет «обязательным условием работы телеканала в России», сообщил Infox.ru заместитель генерального директора РАО Игорь Базилевский.
«Мы придем к ним с теми цифрами, которые установлены в постановлении правительства России №218 от 1994 года – 5% от валовой прибыли компании. Если тот же Discovery не заключит договора с РАО, мы будем вынуждены обращаться в суд. Учитывая общую политику РАО и требования всемирной организации SESAC – подход у нас будет единый», -- добавил Игорь Базилевский.
«Я не понимаю, почему Российское авторское общество должно брать взносы за программы, чьи права уже очищены, и за них заплачено авторам на территории других стран, за программы, которые не имеют отношения к российским авторам», -- недоумевает Екатерина Переверзева, представитель каналов группы Discovery, группы BBC, Nickelodeon.
«Согласно положениям Гражданского кодекса сбором авторского вознаграждения занимается организация по коллективному управлению, получившая государственную аккредитацию. Такая аккредитация есть у одной организации -- РАО. Согласно положениям ГК РАО при осуществлении своих функций представляет интересы даже тех авторов, с которыми у нее может и не быть договора. Тем не менее, РАО производит сбор авторского вознаграждения, занимается поиском автора и хранит денежные средства на депозите, пока этот автор не найдется», -- ответил Игорь Базилевский.
«Что касается вопроса о зарубежных авторах, РАО представляет интересы на основе договора о сотрудничестве различных зарубежных авторских организаций, в частности SESAC. Поэтому когда Мадонна выступала в Питере или когда был концерт Бейонсе, то РАО абсолютно законно требовала заключения лицензионного договора, собирала авторское вознаграждение и перечисляла авторам слов и музыки», -- добавил замгендиректора РАО.
Руководство авторского сообщества ждет результаты мониторинга зарубежных телеканалов, который проводит Роскомнадзор.
Помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев говорит, что мониторинг зарубежных телеканалов, вещающих в кабельных сетях России, может быть завершен в середине марта. В результате ведомство выяснит, на каких основаниях эти каналы вещают в кабельных сетях. В конце 2009 года глава Роскомнадзора Сергей Ситников встречался с представителями BBC, Deutsche Welle и других зарубежных телевещателей; все они выразили намерение привести свою деятельность в соответствие с законодательством России. Но в 2010 году разрешительные документы оформлены лишь для ряда телеканалов группы Discovery и холдинга Viasat.
К моменту публикации материала получить комментарий в группе Viasat не удалось.
Те каналы, которые входят в пакет кабельных операторов, должны иметь лицензию Роскомнадзора, говорит Игорь Базилевский. «Соответственно, эта лицензия может быть выдана на юридическое лицо, зарегистрированное в России. Исходя из этого, было бы логично, если бы вопрос об очистке прав решало бы это юридическое лицо»,-- рассуждает он.
«Насколько я знаю, у «Акадо» два собственных канала; согласно постановлению правительства группа «Акадо» должна выплачивать авторское вознаграждение в размере 5% от дохода именно по этим, собственным каналам», -- говорит замгендиректора РАО.
«Ставка, о которой они говорят, идет в соответствии с устаревшим законодательством – постановлением правительства России 1994 года, и «Акадо» никогда не отказывалась от переговоров с РАО, и мы думали, что месяц назад были близки к подписанию этого соглашения», -- комментирует представитель ГК «Акадо» Денис Рычка. По его словам, основная проблема договора с РАО – определение базы, на основании которой рассчитывался бы процент авторских отчислений.
«Так как речь идет о прибыли, а оператор может предоставлять несколько услуг, то нам важно договориться, о какой прибыли идет речь – о прибыли от отдельной услуги или о прибыли всей компании», -- говорит Денис Рычка.
«Соглашение с РАО? Уверяю вас, в ближайший год его не подпишут, это надолго», -- заявил Infox.ru топ-менеджер крупного кабельного оператора. «Надеюсь, нам помогут федеральные органы исполнительной власти, начиная от Генпрокуратуры, заканчивая ФАС, -- парировал Игорь Базилевский. – Раньше мы туда не обращались, потому что находились в переговорном процессе (с Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР). – Infox.ru). Сейчас мы готовим такие обращения».
В конце января президент АКТР Юрий Припачкин сообщил, что АКТР и РАО согласовали размер авторских отчислений – 1%. Однако в начале февраля президиум РАО назвал эту цифру заниженной и решил не подписывать генеральное соглашение с АКТР.
«На данном этапе предмет соглашения размывается, получается, что нам проще и удобнее решать вопросы персонифицированно», -- заявил Игорь Базилевский.