Антимонопольная служба отправила на согласование проект правил недискриминационного доступа к инфраструктуре связи. За отказ допустить к абонентам провайдера-конкурента владельцев инфраструктуры будут штрафовать.
Товарищества собственников жилья больше не смогут запретить операторам связи устанавливать оборудование на крышах домов и тянуть провода. Профильные ведомства готовят к внесению в правительство правила недискриминационного доступа к услугам и инфраструктуре связи, разработанные в ФАС. Сейчас документ проходит межведомственное согласование. Ведущие операторы связи не принимали участие в разработке документа.
Проект «Правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи» (имеется в распоряжении Infox.ru) проходит межведомственное согласование, сообщил Infox.ru заместитель начальника управления контроля транспорта и связи Дмитрий Рутенберг. В правительстве готовится соответствующее постановление, сказал Infox.ru заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, хотя в Минкомсвязи документов из ФАС не получали.
«Документ очень нужен для рынка, но он изначально очень слабый юридически. Поскольку имущественные отношения регулируются федеральным законом в соответствии с Конституцией России, а отнюдь не постановлением правительства», -- прокомментировал Антон Богатов, эксперт в области телекоммуникационного права.
По мнению участников рынка, опрошенных Infox.ru, «тема актуальна, насущна и позволит выиграть абонентам». Но ведущие операторы – «Вымпелком», «Комстар», НТК, «Мегафон», хотя и являются фигурантами правил, не принимали непосредственного участия в разработке документа.
«В настоящее время нередки случаи, когда руководство ТСЖ отказывает в допуске провайдеров в дома. Правила уточнят правовое поле взаимодействия провайдеров услуг и собственников сооружений, предназначенных для размещения средств связи, -- сообщил Infox.ru Дмитрий Рутенберг -- Правила разрабатываются в соответствии с частью 3 статьи 10 закона «О защите конкуренции», они уточнят специфику применения общих норм законодательства о защите конкуренции в части требований недискриминации в телекоммуникационной сфере. Нарушения данных правил будут рассматриваться в порядке, установленном антимонопольным законодательством. Ответственность за их нарушение будет применяться как за нарушение антимонопольного законодательства».
Проект «Правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи» базируется на принципах обеспечения пользователя услуг электросвязи возможностью получения услуг у выбранного ими оператора связи, равного доступа к инфраструктуре электросвязи у ее пользователей, получающих доступ при сходных обстоятельствах, а также доступность объектов инфраструктуры электросвязи и их ресурсов в несвязанной форме с соответствующей оплатой определенного объекта или ресурса.
«Операторы связи получат возможность равного доступа к инфраструктуре связи, в том числе в здания и иные сооружения связи, в том числе для прокладки кабелей», -- говорит Дмитрий Рутенберг.
Владелец инфраструктуры электросвязи (к примеру, глава товарищества собственников жилья) не вправе отказать в ее использовании обратившемуся пользователю инфраструктуры (интернет-провайдеру) при наличии экономической и технологической возможности.
«Это и есть недискриминационый доступ – как к канализации, так и на крышу», -- сказал Наум Мардер. «И если владелец инфраструктуры электросвязи – не военная часть, например», -- добавил источник Infox.ru в ФАС.
По словам пресс-секретаря «Вымпелкома» Ксении Корнеевой, сейчас провайдерам приходится договариваться отдельно с каждой управляющей компанией.
«Бывают ситуации, когда на получение доступа уходит до полугода и даже больше. Конечно, это не лучшим образом влияет на бизнес и увеличивает путь услуги к абоненту. Если процесс входа провайдеров в жилые дома удастся упорядочить и облегчить его для операторов, то это, безусловно, положительно отразится на развитии рынка», -- заявила она.
«Правила недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи» оговаривают содержание договоров о предоставлении доступа в инфраструктуре электросвязи . Срок рассмотрения договора – 15 рабочих дней. Их условия не должны ограничивать использование объектов и ресурсов, если они не носят технического характера и не предусмотрены законодательством.
Владелец инфраструктуры связи будет обязан вести реестр заявлений на предоставление доступа к инфраструктуре. Если владелец является и оператором связи, то его внутренние запросы регистрируются в общем реестре вместе с заявлениями от сторонних пользователей.
Владелец инфраструктуры вправе отказаться от заключения договора, если у пользователя – оператора связи нет лицензии на оказание услуг связи; при отсутствии экономической и технологической возможности предоставления запрошенных объектов и ресурсов связи, а также при несоответствии средств связи, которые планируются к подключению, требованиям руководящих документов отрасли и нормативным актам.
Пресс-секретарь «Национальных телекоммуникаций» Светлана Шиф считает, что понятие «техническая и экономическая возможность» предполагает «техническую возможность проложить параллельные сети и специфику договорных отношений между оператором и владельцами инфраструктуры». По ее мнению, экономических причин (для отказа в использовании инфраструктуры связи) не существует.
«Речь также может идти о равных финансовых условиях во взаимоотношении между операторами и ТСЖ -- в части регулярных платежей, которые осуществляет оператор после захода в дом. Мы очень надеемся, что формулировка неокончательная и будет скорректирована, так как ее можно трактовать любым образом, в том числе не в пользу оператора», -- добавила Светлана Шиф.
«Термин «экономическая возможность» имеет абсурдный характер и внутреннее противоречие, потому что, с одной стороны, она есть всегда. Если я хочу, то вложу миллиард долларов и обеспечу эту возможность. А с другой -- экономической возможности нет никогда, потому что я хочу миллиард долларов получить за использование моей инфраструктуры», -- заявил юрист Антон Богатов.
Как говорится в «Правилах», бремя доказывания отсутствия технологической возможности предоставления доступа к инфраструктуре электросвязи лежит на владельце инфраструктуры.
Пользователи инфраструктуры электросвязи смогут ее расширить за свой счет, предлагает ФАС.
«В случае отсутствия у владельца инфраструктуры электросвязи необходимых ресурсов для расширения инфраструктуры электросвязи в тех случаях, когда ее возможности недостаточны для удовлетворения всех поступающих заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре электросвязи, или когда предполагаемые сроки расширения инфраструктуры электросвязи не соответствуют потребностям заинтересованных пользователей инфраструктуры электросвязи, владелец инфраструктуры электросвязи не вправе препятствовать иным лицам в расширении инфраструктуры электросвязи за свой счет», -- говорится в проекте документа.
Кроме того, «Правила» определяют порядок установления тарифов, порядок оплаты и скидок на услуги связи. «Тарифы на услуги общедоступной электросвязи устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях. Тарифы на использование объектов инфраструктуры электросвязи устанавливаются владельцем инфраструктуры электросвязи равными для всех категорий пользователей инфраструктуры электросвязи», -- предлагает ФАС.
По мнению ведомства, расчетный период оплаты доступа к объектам инфраструктуры электросвязи и (или) их ресурсам определяется договором сторон. «Этот период может быть установлен менее одного месяца только по согласию пользователя инфраструктуры электросвязи», -- сообщается в «Правилах недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи».
Скидки на тарифы будут зависеть от объема и сроков использования инфраструктуры, их также предлагается сделать равными для всех категорий пользователей инфраструктуры связи.
«В случае, если владелец инфраструктуры электросвязи является оператором связи, он в сходных обстоятельствах обязан предоставлять для использования объекты и (или) ресурсы объектов инфраструктуры электросвязи на тех же условиях, что и для собственного использования, своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц. При этом владелец инфраструктуры электросвязи – оператор связи обязан вести раздельный учет расходов и доходов, связанных с использованием ресурсов инфраструктуры электросвязи и с оказанием услуг связи», -- говорится в проекте ФАС.
«Здесь есть грубая юридическая ошибка, которая идет из закона «О связи». Что такое условия, на которых мой левый карман оказывает услугу моему правому карману? Это не является оказанием услуги, в Гражданском кодексе это четко написано, -- заявил Антон Богатов. – Кроме того, введение раздельного учета – это очень сложная задача. Для этого должна быть методика раздельного учета. Я сильно сомневаюсь, что требование о раздельном учете может быть введено постановлением правительства».