Потребительская уверенность россиян снизилась в первом квартале текущего года до уровня 1999 года. Почти 83% граждан почувствовали на себе ухудшение экономической ситуации в стране.
Потребительская уверенность россиян упала в первом квартале 2009 года до уровня десятилетней давности, сообщается в проведенном Росстатом опросе населения. «Результаты обследований, проведенных Росстатом в первом квартале 2009 года, свидетельствуют о продолжающемся снижении потребительской уверенности населения России», -- говорится в сообщении Росстата.
Как десять лет назад
По сравнению с последним кварталом 2008 года потребительский индекс снизился на 15%, с первым кварталом 2008 года -- на 35%. Последний раз на таком уровне индекс фиксировался в конце 1999 года.
На снижение уверенности потребителей повлияли произошедшие в экономике изменения, которые респонденты оценивают негативно, сообщает Росстат в пресс-релизе.
Доля опрошенных россиян, почувствовавших ухудшение экономической ситуации в стране, приближается к 83% (в первом квартале прошлого года таких было 19%). Оптимистов, положительно оценивающих текущую экономическую ситуацию, всего 4% против 32% в 2008 году.
Негативного влияния кризиса на личное материальное положение ожидают более 42% респондентов против 13% год назад. Стать богаче в текущем году планируют лишь 7% (13% в первом квартале 2008 года). Почти 38% участников опроса не ждут коренных изменений в личном бюджете. При этом более половины уже пострадали от кризиса (в первом квартале 2008 года ухудшение экономического положения ощущали только 22%).
Кризису все возрасты покорны
Индекс благоприятности условий для крупных покупок упал на 45%. Индекс благоприятности условий для сбережений уменьшился на 61%. Доля потребителей, сберегающих средства на черный день, составила 90% от числа опрошенных против 99% в прошлом году. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снизился на 27%.
На возможность позитивных перемен в экономике рассчитывают около 13% опрошенных (28% в первом квартале 2008 года). Дальнейшее ухудшение ситуации прогнозирует более 48% населения, что почти на 35 процентных пунктов больше данных опроса аналогичного периода 2008 года.
В сообщении Росстата отмечается, что потребительская уверенность снижается у всех возрастных групп: у молодежи 16-29 лет -- на 40 процентных пунктов, лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов -- на 38 и 31 процентный пункт соответственно.