Приходя в первый класс, ребенок сталкивается с совершенно незнакомой для себя средой: учителя, школьное расписание, новые друзья. В такой стрессовой ситуации родители должны быть опорой для малыша. Но существуют две модели семейного воспитания, которые не помогают, а мешают детям учиться в школе.
Родители мешают детям учиться
«Семья может быть как поддержкой и существенным ресурсом восполнения сил для детей, которые начинают учиться, так и источником напряжения, фактором, отвлекающим внимание от учебы, и причиной плохого поведения, -- говорит ведущий автор исследования, доцент кафедры психологии Университета Рочестера Мелисса Л Струдж-Эппл. -- Результаты исследования показали: в семьях, где принят стиль безэмоционального контроля, дети в первые три года школы сталкиваются со множеством проблем, показывая то агрессивное, деструктивное поведение, то депрессии. Если же воспитание в семье носило назойливый и конфликтный характер, учителя часто отмечают у младших школьников тревожность и замкнутость».
Ученые рассмотрели модели взаимоотношений 234 семей с детьми в возрасте шести лет, выделив три основных типа родительско-детских отношений. Два -- зависимый и разобщенный -- исследователи отнесли к дисфункциональным моделям, один -- сплоченный -- был принят в счастливых семьях.
Самой удачной с точки зрения психологии ученые признали «сплоченную» модель. В таких семьях родители эмоционально близки к детям, но при этом неуклонно поддерживают свой авторитет. В зависимых семьях можно наблюдать и эмоционально теплые отношения, но слишком высок уровень враждебности, тревожности, практически не ощущается дух общности и команды. Третий тип отношений -- разобщенный -- отличается холодностью. В таких семьях нельзя обсуждать чувства, поэтому каждый остается в одиночестве со своими переживаниями.
Задирам не хватает любви
У детей, выросших в эмоционально закрытых семьях, учителя отмечали повышенный уровень агрессии уже при поступлении в школу. Чаще всего такие школьники не хотят подчиняться принятым в коллективе правилам и с трудом могут сосредоточиться на учебе. В отличие от них, дети из семей, склонных к зависимым отношениям, изначально не срывают уроки и не склонны к депрессиям. Но постепенно они становятся все тревожнее и отдаляются от сверстников.
Во время исследования ученые наблюдали, как супруги относятся друг к другу, отмечая умение сотрудничать, привлекать к решению общих проблем детей и уровень агрессии, допустимый в семье. Психологические игры, проводимые в лаборатории, показали эмоциональные отношения между поколениями, способность родителей хвалить и поощрять детей.
Несмотря на то что результаты исследований прямо указывают на взаимосвязь между отношениями в семье и проблемами во время учебы, ученые считают, что далеко не все причины плохого поведения младших школьников кроются в дисфункциональных детско-родительских моделях. Есть и другие факторы, такие как неблагополучное социальное окружение, влияние сверстников и черты характера самих детей.