Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:45
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Операторы сотовой связи переходят на приложения

Опубликовано
Текст:

Выручка российских операторов сотовой связи за дополнительные услуги упала во втором квартале 2010 года, сообщают аналитики. Падение еще не оформилось в тенденцию, но стандартные способы оказания VAS-услуг становятся все менее эффективными.

Согласно данным «Прайм-Тасс» со ссылкой на аналитическую справку компании ACM-Consulting, общая выручка от VAS-услуг сотовой связи снизилась с 22,4% в первом квартале этого года до 19,9% во втором. В денежном выражении во втором квартале 2010 года российские сотовые операторы заработали на VAS 35,462 млрд руб (падение на 3,9%).

Упал и показатель VAS ARPU (доход с дополнительных услуг на одного абонента) с 58,8 руб. в первом квартале до 55,7 руб. во втором (падение 5,2%).

В долларовом выражении объем российского рынка VAS-услуг упал на 5%. Во втором квартале этого года он достиг цифры в $1,173 млрд. VAS ARPU упал с $2 в первом квартале до $1,8 во втором.

Больше всего на VAS-услугах во втором квартале заработала компания MTC – на ее долю пришлось 32% доходов. На втором месте – "Мегафон" (31%). "Вымпелком" замыкает тройку с долей в 30%. На прочих операторов пришлось 7% доходов от VAS.

За МТС сохраняется лидерство и в доходах от передачи сообщений, где компания сумела получить 31%. Вымпелком и Мегафон получили по 28% общего объема, 13% пришлось на прочих операторов.

В контент-услугах лидерство разделилось между "МТС" и "Вымпелкомом" (по 33%). Следом идет "Мегафон" (примерно 29%) и прочие операторы (5%).

"Мегафон" оказался лидером по передаче данных. На этой услуге оператор сумел захватить 35% рынка. У МТС – 32%; У "Вымпелкома" - 26%; у других операторов – 7%.

Падение выручки – не обязательно следствие того, что абоненты сотовых сетей стали меньше пользоваться дополнительными услугами.

«Есть достаточно четкая и ожидаемая тенденция к общему удешевлению услуг традиционной голосовой связи, мобильного интернета и дополнительных услуг, - пояснил Infox.ru директор по маркетингу и продажам компании Paragon Software Дмитрий Бехтерев. – Новых услуг, которые могли бы стать долгосрочными точками роста прибыли, пока появляется мало. Достаточно долго прогнозировался взрывной рост в сегменте мобильной рекламы, мобильного видео и других перспективных направлениях, однако пока он не наблюдается - слишком большое количество технических и организационных вопросов нужно решить, чтобы рынок оценил их».

Формат приложения

Свою роль в снижении выручки с VAS-услуг играет и расцветающие в сети магазины приложений вроде Apple App Store и Android Market, которые косвенным образом превращают операторов в «послушную трубу» для трафика.

«Операторы испытывают серьезное давление со стороны традиционных каналов дистрибуции, - пояснил Дмитрий Бехтерев. – Для пользователя гораздо естественнее пользоваться магазином, специально разработанным для его устройства производителем, при этом содержащим большое количество приложений, протестированных и гарантированно работоспособных на нем, нежели получать аналогичную услугу от оператора связи. Поэтому в сегменте приложений для мобильных устройств операторы по большей части остаются лишь транспортом для передачи данных».

Очевидный выход из складывающейся ситуации – создание оператором собственных магазинов приложений, однако это процесс связан с серьезными трудностями.

Как и любой участник рынка, оператор может создать свой собственный канал дистрибуции и развивать его, агрегируя приложения. Однако в силу разнообразия мобильных платформ в сети любого оператора, задача становится технологически сложной. Играет роль сложность агрегации и управления большим количеством прав на приложения.

Однако, по мнению Дмитрия Бехтерева, именно движение в сторону приложений является правильной для мобильного оператора стратегией в нынешних условиях.

«Верная стратегия игры на этом поле для оператора – запуск точечных брендированных услуг на базе мобильных приложений, - рассказал эксперт. – Существуют операторские сервисы (например, мгновенные сообщения), которые просто не могут быть реализованы иначе, - добавил Дмитрий Бехтерев. – Продажа дополнительных услуг в виде приложений - один из верных для оператора способов монетизировать сегодняшние тренды и, одновременно, заложить базу для долгосрочного развития портфеля услуг».

Некоторые российские операторы уже приступают к внедрению подобной модели предоставления VAS-услуг. В частности у МТС есть услуга МТС Каталог, которая объединяет в одном клиентском приложении управление несколькими дополнительными услугами мобильной связи.

Приложения против интернета

Возможный переход операторов к предоставлению дополнительных услуг в формате приложения частично обусловлен и общей тенденцией, согласно которой классическое пользование сетью с помощью персональных компьютеров отмирает в пользу разного рода приложений.

Статья на эту тему в августе была опубликована в электронной версии журнала Wired. В качестве одной из главных причин увеличения доли приложений главный редактор журнала Крис Андерсон называет активное распространение мобильного интернета. В результате ограничений, которые накладывает на процесс пользования сетью мобильный формат (дорогой трафик, малые размеры дисплеев, ограниченные возможности ввода информации и навигации по сети), более актуальным становится формат, в котором под некоторые наиболее популярные задачи (обмен сообщениями, VoIP, пользование социальными сетями) выделяются оптимизированные под мобильный формат приложения.

Реклама