По оценкам аналитиков сферы телекоммуникаций, в 2009 году, несмотря на кризис, корпоративный рынок услуг фиксированной связи в Москве показал небольшой рост. Доля фиксированной связи в корпорациях росла, в том числе за счет сокращения сотового корпоративного сегмента.
По оценкам компании IKS-Consulting, в 2009 году корпоративный рынок услуг фиксированной связи Москвы продемонстрировал небольшой рост в рублевом выражении. Его объем увеличился на 4%, до 39 млрд руб. В первом полугодии 2010 года темп роста этого рынка составил 8%, а объем совокупных доходов вырос с 39,3 млрд руб. в прошлом году до 42,3 к середине 2010 года.
По мнению аналитиков IKS-Consulting, такую ситуацию на рынке сформировала комбинация кризисных факторов (сокращение расходов предприятий, снижение цен на услуги связи в бизнес-центрах) и позитивных трендов, сохранившихся в ряде сегментов.
Например, спрос на услуги доступа в интернет и передачи данных сохранился в крупных компаниях. Рост этого сегмента в 2010 году достиг уровня 9% (против 5% в 2009-м). Сегмент передачи данных и аренды каналов за полгода вырос на 16% (12% по итогам 2009 года).
Также, по мнению аналитиков, повышение ФСТ максимального уровня тарифов на услуги местной телефонной связи в первом квартале 2009 года благотворно сказалось на рассматриваемом рынке.
Негативный тренд сокращения использования корпоративной сотовой связи привел к тому, что в компаниях стали больше пользоваться фиксированной и внутризоновой связью. У этих сегментов в первом полугодии 2010 года наблюдался рост на 5 и 8% соответственно.
Интересно, что сегмент услуг местной связи в 2009 году показал нулевой рост, а внутризоновой -- рост на 15%.
Как рассказал Infox.ru управляющий партнер IKS-Consulting Константин Анкилов, за время кризиса рынок услуг корпоративной сотовой связи сократился примерно на 20%. В том числе за счет этого сокращения большей востребованностью стали пользоваться услуги внутризоновой связи. По словам эксперта IKS, примерно половину этого сегмента в Москве делает "Комстар-ОТС".
«Тенденцией последних лет является стремление корпоративных клиентов получить весь набор телекоммуникационных услуг у одного поставщика, сэкономив за счет пользования пакетными предложениями, и мы развиваемся именно в этом направлении, -- рассказала Infox.ru пресс-секретарь компании «Комстар-ОТС» Катерина Невская. -- Причины роста нашей доли корпоративных пользователей -- это помимо прочего пакетные предложения, включающие еще и дальнюю связь, а также активное развитие на рынке коммерческой недвижимости, где наша доля превысила в прошлом году 50%. За первые три месяца 2010 года были заключены договоры с владельцами 37 объектов коммерческой недвижимости, суммарная площадь которых приближается к 2 млн кв. м, и к концу этого года мы рассчитываем, что доля вырастет более чем до 65%».
По словам Катерины Невской, в 2010-2011 годах «Комстар-ОТС» планирует увеличивать свою рыночную долю не только за счет развития в сегменте коммерческой недвижимости, но и за счет реализации конвергентных проектов вместе с МТС.
По данным IKS-Consulting, сейчас «Комстар-ОТС» в целом занимает большую часть корпоративного рынка фиксированной связи в Москве. На эту компанию приходится 34%. Следом идет «Вымпелком» с 23%. На «Ростелеком» приходится 7%, на «Акадо» -- 6%. Около 30% рынка делят между сотни других операторов, работающих в столице. По информации из исследования, несмотря на высокую концентрацию, корпоративный рынок Москвы остается высококонкурентным: в столице действуют около 250 операторов местной связи и свыше 300 интернет-провайдеров.
Тенденции, наблюдавшиеся в первом полугодии 2010 года, позволяют экспертам IKS-Consulting прогнозировать, что восстановление докризисных темпов роста рынка произойдет уже в 2011-2012 годах.