Российские пользователи все активнее используют электронные платежные системы, совершая электронные же покупки: софт, билеты, всевозможные услуги. Это позволяет рынку электронных денег развиваться без оглядки на кризис.
«Россияне предпочитают оплачивать контент (в порядке приоритета) в большей степени с помощью так называемых электронных денег (WebMoney, «Яндекс.Деньги» и тому подобные), -- сообщил Infox.ru эксперт компании J`son & Partners Consulting Владимир Кудряшов. -- В меньшей -- с помощью SMS и банковских карт».
«Рынок электронных денег сохранил и сохраняет докризисные темпы роста, -- рассказала Infox.ru заместитель генерального директора компании «Яндекс.Деньги» Наталья Хайтина. – Если говорить о востребованности электронных денег, то в первую очередь она поддерживается быстрым развитием цифровых товаров и услуг в интернете. Кроме того, электронными деньгами легко и удобно оплачивать рекламу в интернете, услуги социальных сетей, Skype и другие системы IP-телефонии – эти сегменты растут, и мы растем вместе с ними».
Согласно данным информационного бюллетеня «Электронные платежи в рунете: магазины», выпущенного компанией «Яндекс» осенью прошлого года, с лета 2008 по лето 2009 года суммарный оборот системы вырос в 1,5 раза, а активность пользователей возросла в 1,7 раза, составив около 16 миллионов операций.
«Сегодня «Яндекс.Деньгами» оплачивают электронные билеты на поезд и самолет, -- добавила Наталья Хайтина. -- Несмотря на то что билеты на транспорт -- непривычно дорогие покупки для пользователей систем электронных денег, не каждый покупатель хочет и может заплатить за билет с помощью банковской карты. По числу платежей лидирует сотовая связь — за нее платит каждый второй пользователь «Яндекс.Денег». Если говорить о товарах, то самыми популярными являются программное обеспечение, книги и музыка».
По данным специалистов J`son & Partners Consulting, наиболее популярными платежными системами среди российских пользователей являются «Яндекс.Деньги» и «Личный кабинет QIWI».
Представители двух крупных сетевых магазинов программного обеспечения, опрошенные Infox.ru, также отметили повышенное внимание клиентов к электронным деньгам.
«Среди наших клиентов – частных пользователей на текущий момент 27 процентов используют для оплаты карты Visa/MasterCard, 20 процентов -- «Яндекс.Деньги», 10 процентов -- WebMoney, -- сообщила Infox.ru руководитель отдела маркетинга интернет-магазина Allsoft.ru Екатерина Васильева. -- Мобильный платеж «Билайн», позволяющий производить оплату по SMS без комиссии, выбирают 12 процентов покупателей. Те, кто оплачивают заказы в офлайне, выбирают банковский платеж или терминалы самообслуживания (QIWI, «Элекснет» и прочие) – по 15 процентов на каждый вариант».
По словам Екатерины Васильевой, наличными курьеру заказ оплачивают только 3% покупателей.
«Квитанции Сбербанка, уверенно лидировавшие два года назад, вытесняются платежами по банковским картам, -- рассказала Infox.ru директор по маркетингу, рекламе и PR компании Softkey Татьяна Цветкова. – Сегодня на долю Сбербанка приходится 27%, как и в сегменте банковских карт. Очевидно, что квитанции в скором времени уступят свои позиции. «Яндекс.Деньги» занимает 18 процентов, WebMoney – 11 процентов от общего объема платежей в интернет-супермаркете ПО «Softkey». Довольно быстрый рост демонстрирует платежная система QIWI».
Распространенные в России SMS-платежи не подходят для интернет-магазинов и потому пользуются гораздо меньшим спросом, считает Владимир Кудряшов.
«SMS-платежи (с учетом значимой доли, которую оставляет себе оператор) крайне невыгодны для владельцев ресурсов, – отметил эксперт. -- Подобные каналы наиболее активно используется сервисами знакомств и социальными сетями. В безопасности платежей с помощью банковских карт не все уверены, кроме этого, далеко не все россияне являются владельцами карт, позволяющих производить оплату через интернет».
Терминалы QIWI, по мнению Татьяны Цветковой, для российских граждан оказались компромиссом между неудобной бумажной квитанцией из банка и банковской картой, которая есть не у всех и не у всех пользуется доверием.
«Россияне, особенно в регионах, довольно консервативны в вопросе доверия собственных средств, -- рассказала Татьяна Цветкова. – Это основная причина, почему многие по-прежнему предпочитают выстаивать очереди в Сбербанке, чтобы оплатить заказ. QIWI удобен, у него очень широкая сеть терминалов, и люди успели привыкнуть к этой платежной системе. Поэтому такая возможность оплаты была с готовностью принята нашими клиентами».
«Более 60 процентов заказов в Allsoft.ru оплачивается в онлайне, причем со временем этот показатель растет: около двух лет назад он составлял 50 процентов, -- сказала Екатерина Васильева. – Этому способствует все более широкое распространение платежных систем и пластиковых карт, постепенный рост доверия наших пользователей к этим вариантам оплаты. Кроме того, оплата заказа в онлайне позволяет клиенту получить купленный продукт уже через несколько минут после совершения платежа».
«Популярность WebMoney объясняется значительным временем работы на рынке, -- считает Татьяна Цветкова. – Эта система универсальна для расчетов в рунете. «Яндекс.Деньги» собрал обширную клиентскую базу благодаря значительной поддержке со стороны основной компании «Яндекс».
По данным исследования компании «Яндекс», на покупки программного обеспечения приходится треть всех расходов в сети «Яндекс.Деньги».
По словам опрошенных Infox.ru представителей интернет-магазинов, наибольшим спросом среди покупателей пользуются антивирусное, навигационное и офисное ПО.
По данным ассоциации «Электронные деньги», в которую входят крупнейшие игроки этого рынка (i-Free, WebMoney, «Яндекс.Деньги», QIWI), каждый 15-й житель страны имеет электронный кошелек. Активных пользователей электронных денег (пользующихся ими хотя бы раз в месяц) в России, по данным исследователей, наберется примерно 10-20 млн.