Самый коммерчески успешный в мире игровой боевик от первого лица Call of Duty: Modern Warfare 2 в реальности вызывает такие баталии, какие игровым сценаристам и не снились.
Скандал вокруг русской версии самого популярного в мире шутера Call of Duty Modern Warfare 2 не утихает. Издатель игры в России компания «1С-софтклаб» ответила открытым письмом на открытое письмо депутата Госдумы Валерия Селезнева, в котором тот обвинил игрового издателя в попытке заработать «грязные» деньги на продажах игры.
Открытое письмо Валерия Селезнева, которое вынудило «1С» составить ответное открытое письмо, было опубликовано на личном сайте депутата несколько дней назад. Оно содержит размышления депутата о компьютерной игре Call of Duty: Modern Warfare 2 и мнение, что такой игре на российских прилавках не место.
Кроме того, Валерий Селезнев причисляет российских издателей игры, компанию «1С-софтклаб» к участникам преступного действия мирового масштаба. А также называет деньги, которые компания зарабатывает на продажах игры, «грязными» и сравнивает прибыль от продаж компьютерной игры с прибылью от продажи наркотиков, оружия, торговли людьми и распространения порнографии.
В свою очередь российский издатель игры в пятницу опубликовал ответное открытое письмо, в котором опроверг все обвинения депутата в свой адрес, сделав особенный акцент на том факте, что в лицензионной русской версии игры скандальная миссия No Russian отсутствует и что у игры жесткий (18+) возрастной рейтинг.
Отсутствует или заблокирована?
Одним из главных поводов для разгоревшегося вокруг Modern Warfare 2 скандала стала третья по счету миссия игры, действие которой разворачивается в российском аэропорту (виртуальный аналог одного из терминалов аэропорта Шереметьево). Игроку предлагается «влезть в шкуру» участника террористической группировки (на самом деле агента американской разведки, работающего под прикрытием с целью уничтожения этой самой группировки), которая врывается в заполненный гражданскими лицами зал и расстреливает всех направо и налево.
Далее по миссии разработчики предлагают расстреливать прибывший по тревоге спецназ ФСБ. Выстрел в террориста, понятное дело, приводит к провалу миссии, поскольку прикрытие агента тут же пропадает. Нет у игрока выбора и в ситуации, когда на поле боя появляется вооруженный спецназ ФСБ: в членов отряда специального назначения необходимо стрелять, чтобы пройти миссию, иначе героя просто убьют и засчитают провал.
И тем не менее игроку – сначала до миссии, а затем и в ходе ее самой – предлагается сразу два способа оградить себя от расстрела мирных граждан и созерцания лишнего кровопролития: перед началом миссии его предупреждают о грядущих сценах насилия над мирным населением и предлагают пропустить миссию; в ходе самой миссии совсем не обязательно стрелять по гражданским лицам – до той части уровня, где появляется вооруженный спецназ, можно дойти вообще без единого выстрела, даже с учетом того, что в здании аэропорта имеется небольшой отряд вооруженных пистолетами охранников.
Ну и, наконец, по информации из открытого письма «1С», уровень в аэропорту был вырезан до официального релиза игры.
Чисто технически миссия все-таки (по крайней мере большая ее часть) содержится на диске с игрой, поскольку сразу после официального релиза в сети появилась информация, что поиграть в закрытую миссию все же можно, модифицировав всего один файл из дистрибутива игры, установленного на компьютер пользователя. Но общей сути это не меняет.
«Миссию No Russian исключили разработчики игры по решению мирового издателя Activision-Blizzard, -- сообщил Infox.ru юрист компании «1С» Валерий Пущин. -- Компания «1С» не посвящена в технические аспекты того, как это было сделано. «1С» является распространителем, и права на модификацию программной составляющей не имеет. Точно так же не имеют права вносить изменения и игроки (конечные пользователи) -- это нарушение закона. В российском Гражданском кодексе есть статья 1299, запрещающая действия по взлому любой защиты, применяемой для ограничения доступа к объекту авторского права, то есть в любом случае речь будет идти о неправомерной модификации».
Особенности игростроения
Высокая степень реализма и погружения игрока в виртуальный мир – одна из фирменных «фишек» серии Call of Duty. «Особые» миссии, позволяющие игроку почувствовать себя в роли участников боевых действий с каждой из противоборствующих сторон, -- главная отличительная особенность игрового сериала.
Так, например, в игре, которая стала поводом для нынешнего скандала, есть миссия, где игрок находится в теле ничего не подозревающего космонавта МКС, которого выбрасывает в открытый космос ударной волной взорвавшейся боеголовки, а в предыдущей серии игры -- Call of Duty Modern Warfare была миссия, где игрок мог от первого лица наблюдать путь пленного американского солдата от камеры до эшафота, а также на максимально возможном для компьютерной игры уровне прочувствовать весь ужас последствий наземного ядерного взрыва.
Сами разработчики неоднократно заявляли, что миссия в московском аэропорту служит абсолютно тем же целям -- дать геймерам возможность воочию убедиться, насколько может быть ужасен терроризм.
Предшественник Селезнева
Попытки запрета конкретной игры, содержащей сцены насилия и жестокости, только для России в новинку. В США (да и во всем остальном мире) имя Джека Томпсона известно практически каждому, кто играет в видеоигры или занимается их созданием и распространением.
Юрист по образованию, Томпсон фактически похоронил свою карьеру, сражаясь с жестокими компьютерными играми. В 1997 году он подал иск от имени родителей трех детей, застреленных сверстником в одной из американских школ. Выяснилось, что малолетний убийца любил поиграть в Quake и Wolfenstein.
Однако суд посчитал, что этого мало, чтобы сделать из ребенка убийцу, и дело было закрыто. Но Томпсон не успокоился. В начале 2003 года в США снова случилась трагедия: один подросток убил другого. Выступая в суде от имени родителей убитого, Джек Томпсон, заявил, что убийца сделал это под влиянием популярной в то время игры Grand Thief Auto III. И суд опять не посчитал его доводы убедительными.
В октябре того же года снова случился суд по похожему делу. Обвиняемые утверждали, что на убийство их «вдохновила» игра Grand Thief Auto III. В связи с этим Джек Томпсон решил взыскать с издателя проекта Take-Two Interactive, а также с компании Sony (на ее консоли распространялась игра) и ритейлера Wal-Mart (эта компания ее продавала) $246 млн в качестве компенсации. Суд снова не удовлетворил требований адвоката.
Впоследствии Томпсон не раз выступал с нападками на видеоигры. В качестве целей он избирал проекты во вселенной GTA, игру Sims 2 (за то, что после модификации там можно было раздевать виртуальных людей), Bully и несколько других. Однако во всех случаях суд не признавал тлетворного влияния игр на подрастающее поколение. Возможно, Томпсон продолжал бы свои попытки запретить и оштрафовать разработчиков и издателей компьютерных игр и по сей день, если бы в сентябре 2008 года его пожизненно не лишили права адвокатской практики.
Кандидаты на скандалы
Между тем Call of Duty Modern Warfare 2 все же остается неоднозначной с точки зрения политкорректности игрой. Прежде всего по отношению к России, что, возможно, и вызвало негативную реакцию представителей власти. Так, по сюжету игры, выяснив, что одним из террористов, участвовавших в бойне в аэропорту, был американский агент, российское правительство принимает решение о военной операции на территории США. Часть игры игроку придется провести отбивая Вашингтон и его пригород от атак российских солдат. Ну а кроме того, практически в финале игры один из боевых товарищей главного героя, глядя на панораму разрушенного Вашингтона с крыши Белого дома, произносит фразу, суть которой можно вольно перенести следующим образом: «На Москву!»
Россия в качестве врага – один из серьезнейших трендов в игровой индустрии сегодня. В скором времени на консолях и PC появится игра Battlefield Bad Company 2, где главными врагами бравых американских солдат станут не менее бравые, но «плохие» русские солдаты. А затем в этом году на прилавки магазинов попадет игра Singularity, сюжет которой круто замешан на бесчеловечных и таинственно-зловещих опытах советских ученых со временем и пространством, а также на том, к чему эти опыты привели и как от их последствий будет спасать мир простой пилот ВВС США. Конечно, не обойдется в этих играх без сцен насилия и жестокости. Эти и другие неоднозначные с точки зрения распределения положительных и отрицательных ролей игры будут официально продаваться в России и вполне могут стать следующими мишенями для ратующих за нравственность в игровом пространстве российских политиков.