Ученые выяснили, как византийские врачи лечили людей, больных ликантропией. В результате этой психической болезни люди считали, что они превратились или всегда были волками и вели себя как дикие животные. Болезнь стала основой для появления легенд о настоящих оборотнях.
Исследователи Эффи Пулаку-Ребелаку (Effie Poulakou-Rebelakou), Костас Циамис (Costas Tsiamis), Г. Пантелекос (G. Panteleakos) и Димитриос Плумпидис (DimitriosPloumpidis) из Афинского университета изучили записи шести византийских медиков, чтобы понять, что в древности считалось ликантропией, а также как эта болезнь лечилась.
Византийские описания болезни
Известный византийский историк и философ XI века Михаил Пселл в стихотворной форме дает краткое описание этой болезни в своем сочинении Carmen de Re Medica:
«Ликантропия – это вид меланхолии,Означающий в то же время мизантропию.Больного человека можно узнать по тому, чтоОн бегает среди могил в ночное времяБледный, высохший, унылый и неряшливый».
Даже спустя несколько столетий, в XIV веке писатель Иоанн Актуариус описывал эту болезнь так же, как и его предшественники: «Ликантропия – это тип меланхолии, заставляющий больного бродить в ночное время. Он как волк посещает могилы и пустынные места, возвращаясь домой к утру уже как человек, и весь день сидит у себя. У больных ноги всегда в язвах из-за того, что они ударяются о камни и ранятся шипами. Глаза и языки у больных сухие, а зрение плохое. Некоторые пациенты боятся смерти, в то время как другие ее жаждут. Одни больные не хотят говорить и остаются молчаливыми и грустными, другие же пытаются общаться с людьми».
На Западе больных ликантропией сжигали
Современные исследователи отметили, что все византийские врачи считали ликантропию неким видом меланхолии или мании и, как и современные психиатры, отмечали, что превращение пациентов в животных было лишь порождением их бреда. Византийские писатели часто рассматривают на страницах своих сочинений различные психические и неврологические заболевания: они упоминают эпилепсию, бешенство, слабоумие, меланхолию, манию, летаргию, бессонницу, депрессию и паранойю.
Исследователи также попытались сравнить взгляды византийских врачей с мнениями их коллег из Западной Европы в Средние века и раннее новое время. На Западе подход врачей отличался – они считали ликантропию божественным проклятием или одержимостью дьяволом и убивали людей, которые вели себя как волки. Некоторые средневековые исследователи были уверены, что такие пациенты были еретиками, такими же, как колдуны и ведьмы. Ученые даже призывали власти арестовывать и казнить таких людей. Так, например, один французский судья XVI века приговорил к сожжению более 600 колдуний и оборотней.
Император-«оборотень»
Греческие исследователи также выяснили, что от похожего психического расстройства страдал один из византийских императоров – Юстин II, правивший в 565-578 годах. С первых лет его царствования окружающие заметили признаки болезни. Император ходил вокруг дворца и лаял или мяукал, подражая поведению кошек и собак. Кроме того, император во время вспышек гнева выбрасывал разные предметы из окон, а однажды попросил константинопольского патриарха надеть женский головной убор.
Статья «Ликантропия во времена Византии (330-1453 года)» («Lycanthropy in Byzantine times (AD 330–1453)») опубликована в журнале History of Psychiatry.