Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:49
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Раннее земледелие оставило свой след на костях животных

Опубликовано
Текст:

Ученые изучили кости диких и одомашненных животных и смогли определить, как развивалось земледелие в северной части Китая. Новый метод позволит ученым со всего мира получить более точные результаты о хозяйственной деятельности древнего человека.

Одна из самых сложных проблем, которую пытаются решить историки, – когда и где на нашей планете появлялось и развивалось земледелие. Ученые смогли добыть сведения о ранних попытках человечества использовать зерновые культуры в Восточной Азии, воспользовавшись довольно необычным историческим источником – костями животных.

Где археологи нашли древние кости?

Кости собак и свиней, так же как и других животных, проанализированные в совместной работе китайских и американских ученых, отобрали из находок на севере Китая, на месте неолитических стоянок Дадивань, расположенной на Лёссовом плато в Западном Китае. В конце 1970-х – начале 1980-х годов здесь в основном работали китайские археологи, а с 2006 года раскопками занялись исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе и Ланьчжоуского университета в Китае. Люди жили на этих стоянках в течение двух долгих периодов. Первый период (фаза 1) длился 7200-7900 лет назад, а второй (фаза 2) – 4900-6500 лет назад.

Некоторые исследователи предполагают, что именно здесь находился центр самой ранней земледельческой культуры в Восточной Азии.

Химический анализ костей собак подтверждает, что животные питались просом. Дикие собаки вряд ли могли есть эти зерна в большом количестве -- значит, они были одомашнены. Тем более что именно просо было основной зерновой культурой, которую выращивали жители Северо-Западного Китая. «Если даже собаки ели просо, значит их хозяева тем более должны были им питаться», -- отметил Сет Ньюсам (Seth Newsome), один из авторов исследования, сотрудник геофизической лаборатории Научного института Карнеги.

Хотя остатки проса были найдены в культурных слоях, относящихся к тому и другому периоду, их количество было столь мало, что археологи не могли определить, сколько именно проса входило в состав ежедневного рациона первобытных людей.

Изотопный анализ костей

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи обратились за помощью к специалистам, которые занимаются анализом стабильных изотопов. Некоторые виды растений известны как растения типа C4 и C3 – в них обычно во время роста собираются более тяжелые изотопы углерода. Такие растения хорошо приживаются в засушливых регионах Северо-Западного Китая. Изучение изотопов углерода в костях животных позволило ученым выяснить, ели они или нет растения типа С4, к которым относится и просо.

Домашние собаки и дикие свиньи

В результате анализов исследователи пришли к выводу, что большинство собачьих костей, которые находились в более глубоком культурном слое (то есть возраст составляет более 7 тыс. лет), богато тяжелыми изотопами углерода, а значит животные при жизни потребляли достаточно много злаков. То есть эти собаки, скорее всего, были уже одомашнены и хозяева кормили их той же пищей, что и ели сами.

Однако результаты анализов костей свиней несколько отличаются. Кости, относящиеся к первой фазе, не имеют следов тяжелых изотопов. Их этого ученые сделали вывод, что свиньи в тот период еще не были одомашнены и люди на них просто охотились. А вот кости свиней второй фазы уже свидетельствуют, что свиньи начали есть просо, то есть уже могли быть к тому времени одомашнены.

«Результаты наших исследований помогут создать более полную картину развития сельского хозяйства во всех уголках мира. В данном случае существовало предположение, что земледелие пришло на север с юга из тех областей, где выращивали рис. Но теперь казалось, что люди более 7 тысяч лет назад уже пытались сами выращивать злаки, которые существовали в тех регионах. Эта простая система позднее была заменена новой (второй период), которая оказалась гораздо более развитой».

Статья Agricultural origins and the isotopic identity of domestication in Northern China появилась в журнале PNAS в марте 2009 года.

Реклама